Комната с видом / A Room with a View (1985)

Комната с видом / A Room with a View (1985): постерПолнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Великобритания.

Продолжительность 117 минут.

Режиссёр Джеймс Айвори (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Автор сценария Рут Правер Джабвала (премия «Оскар») по роману Эдварда Моргана Форстера.

Композитор Ричард Роббинс.

Оператор Тони Пирс-Робертс (номинация на «Оскар»).

Также премию «Оскар» получили: Джанни Кваранта, Брайан Экланд-Сноу, Брайан Сэвегэр, Элио Алтрамура (художники-постановщики), Дженни Бивэн, Джон Брайт (художники по костюмам).

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Мисс Люси Ханичерч (Хелена Бонем Картер) приезжает вместе со своей кузиной Шарлоттой Бартлетт (Мэгги Смит, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»), которая значительно старше её по возрасту и претендует на роль наставницы, на отдых во Флоренцию. Сразу по прибытии выясняется, что в пансионе синьоры Бертолини (Аманда Уокер) постоялицам создали не слишком комфортабельные условия для проживания — вплоть до того, что, вопреки договорённости, из их окон не видно никаких достопримечательностей. Мистер Эмерсон (Денхолм Эллиотт, номинация на «Оскар») с сыном Джорджем (Джулиан Сэндз), как истинные джентльмены, выражают готовность уступить дамам собственные комнаты с красивым видом. Вскоре Люси заводит знакомство и с другими обитателями пансиона: с преподобным Бибом (Саймон Кэллоу), с пожилыми сёстрами Кэтрин (Фабиа Дрейк) и Терезой (Джоан Хенли) Алан и с писательницей свободных взглядов, мисс Элинор Лавиш (Джуди Денч).

Также в ролях: Патрик Годфри (преподобный Игер), Дэниел Дэй-Льюис (Сесил Вайс), Марта Бритнева (миссис Вайс, мать Сесила), Розмари Лич (миссис Ханичерч), Руперт Грейвс (Фредди Ханичерч), Питер Селлир (сэр Гарри Отвэй), Миа Фотергилл (Минни Биб), Кити Олдридж (новая Люси).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.07.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Комната с видом / A Room with a View (1985): кадр из фильма
На лоне природы

Учитывая пиетет Джеймса Айвори к культуре Индии (где, к тому же, провела почти четверть века давняя единомышленница Рут Правер Джабвала) и одновременно к британской литературе конца XIX – начала XX веков, нетрудно представить себе, какие противоречивые чувства обуревали кинематографиста, наблюдавшего триумф «Поездки в Индию» /1984/ Дэвида Лина. Упустив возможность экранизировать самое признанное произведение Эдварда Моргана Форстера, постановщик не стал терять времени – и приступил к адаптации его третьего по счёту (опубликованного в 1908-м году) и, как считается, самого светлого и оптимистичного романа. Коммерческий1 и, главное, внушительный художественный резонанс вдохновил Джеймса и продюсера Исмаила Мерчанта (между прочим, уроженца Бомбея) на новые обращения к творческому наследию прославленного писателя: «Морис» /1987/, «Говардс Энд» /1992/. По иронии судьбы, впоследствии Айвори не удалось повторить успеха, поскольку любые попытки выйти за рамки принёсшей признание тематики (будь то погружение в современность или, допустим, в гущу событий Великой французской буржуазной революции) почти не вызывали интереса. Что представляется в общем-то закономерным…

Комната с видом / A Room with a View (1985): кадр из фильма
Поцелуй, изменивший жизнь

Фильм действительно производит впечатление если и не достижения всей жизни, то по меньшей мере – результата многолетних художественных и философских (по сути, историософских) поисков. Режиссёр-американец (подобно соотечественнику Джозефу Лоузи тремя десятилетиями ранее) на удивление органично вписался в английский кинематограф, откликнувшись, пусть и иносказательно, на те же самые реалии тэтчеризма, что подверглись острой критике в ряде параллельно вышедших остросоциальных драм и сатирических комедий. Картина покоряет, безусловно, со вкусом воссозданной на экране атмосферой эдвардианской эпохи, постичь дух которой ещё лучше (благодаря невольно возникающему контрасту) помогает первая часть повествования, развёртывающаяся в Италии, и вместе с тем – деликатно заострённой актуальностью самой истории. Образ вожделенной комнаты с видом приобретает символическое звучание, знаменуя собой смысл всей жизни, каким его видят (в соответствии с устоявшимися представлениями о красоте, престиже, счастье) выходцы из правящего класса, категорически отказывающиеся принимать стремительно меняющийся мир. Инцидент с поножовщиной на одной из площадей Флоренции, произошедший на глазах у изумлённой (и лишившейся чувств) Люси, служит важным и пронзительным, точно молния, сигналом об этом. Собственно, мисс Ханичерч предстоит сделать выбор не между идиллическим старым и пугающим, несущим тревогу новым, а отдать предпочтение какой-то из двух тенденций – разных, но в равной степени не совместимых с умиротворённым бытованием традиционной Англии. Поначалу она не находит в себе сил (хуже того, не допускает саму возможность) ответить на знаки внимания Джорджа, но, вернувшись домой, постепенно понимает, что скрыться от судьбы не удастся. Если сын мистера Эмерсона усвоил нонконформистские взгляды отца не из стремления подражать родителю и, тем более, не из присущей молодости тяги к бунтарству, а лишь по той причине, что так жить – честнее, то Сесил, право, не идёт дальше громогласных деклараций, оставаясь законченным снобом. Финальные кадры исполнены нежности, свидетельствуя о редкостной мудрости сердца незаурядной девушки. Отрадно заметить, что Хелена Бонем Картер, дебютировавшая ролью Люси на большом экране, вскоре станет «звездой» – и ещё встретится (как раз в упомянутых выше киноверсиях прозы Форстера) с Джеймсом Айвори на съёмочной площадке.

.

__________
1 – При бюджете порядка $3 млн. кассовые сборы в североамериканском прокате составили $20,966 млн., в Великобритании – $2,5 млн., в ФРГ – $2,7 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Самсонов Георгий. Хелена Бонэм Картер: девушка из прошлого // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 32. – С. 30-31.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+