Контракт рисовальщика / The Draughtsman’s Contract (1982)

Контракт рисовальщика / The Draughtsman’s Contract (1982): постерПолнометражный фильм.

Великобритания.

Продолжительность 108 минут.

Режиссёр Питер Гринуэй.

Автор сценария Питер Гринуэй.

Композитор Майкл Найман.

Оператор Кёртис Кларк.

Жанр: комедия, драма, детектив

Краткое содержание
Мистер Невилл (Энтони Хиггинс), модный и высокооплачиваемый художник, вняв настойчивым просьбам, соглашается заключить контракт с миссис Вирджинией Херберт (Джанет Сазман), в соответствии с условиями которого обязуется сделать за короткий срок двенадцать рисунков поместья, получив взамен щедрый гонорар и возможность приватно встречаться с заказчицей ради удовлетворения плотских прихотей. К сожалению, всё оказывается не так просто и соблазнительно, как кажется на первый взгляд.

Также в ролях: Энн-Луиз Ламберт (миссис Тэлманн), Хью Фрейзер (мистер Тэлманн), Нил Каннингэм (Томас Нойес), Дейв Хилл (мистер Херберт), Дэвид Гэнт (мистер Сеймур), Майк Фест (статуя).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.07.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Контракт рисовальщика / The Draughtsman’s Contract (1982): кадр из фильма
Рисовальщик за работой

Прошло ровно два десятилетия с момента создания Питером Гринуэем дебютной короткометражки (с многозначительным названием «Смерть настроения» /1962/) и чуть больше – с премьеры его любимого фильма «В пришлом году в Мариенбаде» /1961/ с участием любимой актрисы Дельфин Сейриг, и имя кинематографиста прогремело на весь мир. Строго говоря, некоторый резонанс вызвали ещё «Падения» /1980/, отмеченные наградой Британского киноинститута («Трофеем Сазерленда») как наиболее оригинальное и новаторское кинопроизведение и помогшие с финансированием1 следующего, более амбициозного проекта. Однако именно «Контракт рисовальщика» нередко объявляется одним из ключевых фильмов в истории английского киноискусства, принципиально важным для того исторического этапа, что хронологически приблизительно соответствует политике тэтчеризма. Скажу больше: постановки Гринуэя, одна другой вычурнее и изобретательнее, представляли собой едва ли не самую сильную альтернативу работам ведущих голливудских мастеров периода становления (и, соответственно, навязывания всему цивилизованному миру) постмодернизма, обнаруживая иные возможности складывающейся эстетики. В данном отношении знаменательно, что Энтони Хиггинс, исполнивший в «Индиане Джонсе: В поисках утраченного ковчега» /1981/ второстепенную роль майора Гоблера, получил ведущую партию, представ в импозантном обличии типичного байронического героя, чьи претензии на превосходство над обществом оказываются, скажем мягко, не вполне обоснованными…

Контракт рисовальщика / The Draughtsman’s Contract (1982): кадр из фильма
Заказчица

Упоминание шедевра Алена Рене принципиально – и на это указывает не только навязчивое любование изысканными интерьерами фамильного особняка Хербертов, внешним видом здания и убранством сада, живописными окрестностями усадьбы, кажущимися искусственно ограниченными в пространстве и застывшими во времени. От загадочной иллюзии членения единой действительности, продемонстрированной оператором Саша Вьерни, Гринуэй и Кёртис Кларк идут дальше, предоставляя в распоряжение художника все средства (технического и организационного характера) для полного контроля окружающей реальности. И вот уже полотно киноэкрана уподобляется визирной рамке с вертикальными и горизонтальными линиями, сквозь которую рисовальщику проще спроецировать исходный, трёхмерный мир на плоскость холста…  Нечто похожее происходит и с содержательной частью. Туманные, плотно окутанные многословными рассуждениями об этикете, морали, архитектуре, перемежающиеся театрализованными представлениями, дискуссиями и интеллектуальными играми намёки на событие, которое, быть может, и не произошло, а лишь пригрезилось наяву, теперь – обретают под собой почву. Невилл, правда, чересчур высокомерен и самовлюблён, чтобы последовать совету дочери хозяйки и постараться связать воедино разрозненные детали, отражённые на рисунках безотчётно, как если бы глаз и пальцы, наносящие наброски карандашом (между прочим, принадлежащие самому Питеру, выпускнику Школы искусств Уолтэмстоу, настаивавшему на автобиографичности замысла), уподобились фотоаппарату2. А между тем речь идёт не о сентиментальных переживаниях, порождённых муками творчества и волнительными минутами свиданий с замужней Вирджинией, но о куда как подлинном, и весьма прискорбном, и несущем серьёзную угрозу инциденте – убийстве, тщательно подготовленном и являющемся частью ещё более изощрённого плана.

Контракт рисовальщика / The Draughtsman’s Contract (1982): кадр из фильма
Выполняет условия контракта

Отличие мышления приверженцев постмодернизма от киноязыка предшественников, творивших в период кризиса модернистской парадигмы, в том и заключается, что реальности «великодушно» возвращается право быть познаваемой – вместо объявления её необъяснимой и таинственной, в лучшем случае позволяющей догадаться об истине по каким-то крупицам (будь то видения из снов или обрывки фраз, произнесённых в бреду). Более того, Питер Гринуэй намеренно проходится по многим существенным (и обязательно – внутренне непротиворечивым, раскрытым с достаточной полнотой) темам, виртуозно увязывает разные аспекты человеческого бытования. «Контракт рисовальщика» – это и попытка художественно осмыслить поворотный пункт в истории Англии (действие отнесено к августу 1694-го года), поскольку интрига с исчезновением мистера Херберта, заключением выгодного контракта, последующим шантажом и ликвидацией исполнителя подозрительно напоминает обстоятельства узурпации власти Кромвелем и последующей Реставрации Стюартов. И притча о витиеватых отношениях художника с заказчиком и косной публикой с попутным экскурсом в историю изобразительных искусств. И полновесное социологическое исследование, сатирически изобличающее и (с прицелом на современность) анализирующее нравы и увлечения аристократии, погрязшей в праздности и скуке. И захватывающий детектив, живописующий людские пороки и коварство ума. И притча об экзистенциальных человеческих потребностях, архетипах, исполненных глубокого символического и иносказательного смысла образах, коими изобилует прекрасный сад. Вот только ко всему перечисленному, равно как и к собственной персоне, автор относится с толикой здорового скепсиса и обезоруживающего сарказма, в финале – окрашивающегося в тона «чёрного юмора». Самое досадное заключается не в том, что рисовальщик, честно и с удовольствием выполнивший условия заключённого контракта, пал жертвой циничного заговора, но что сгорают и его творения – единственные материальные свидетельства преступления. Как не оценить мрачную иронию рока, в существование которого ныне мало кто верит?

.

__________
1 – Бюджет оценивается в ₤300-320 тыс.
2 – Буквально напрашивается перекличка с другим этапным фильмом, «Фотоувеличение» /1966/ Микеланджело Антониони.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Дроздова Марина. Гринуэй: каталог как сюжет // Искусство кино. – 1991, № 8. – С. 130-131.
Гуськов Игорь. Питер Гринуэй: Искусство должно теребить души // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 2. – С. 45-47.
Дорошевич Александр. Питер Гринуэй. Sex & смерть // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 119-123.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+