Координаты смерти / Koordinaty smerti (1986)

Координаты смерти / Koordinaty smerti (1986): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Мишень для смерти» / «Target for Death» (международное англоязычное название), «Координаты смерти» / «Coordinates of Death» (вариант международного англоязычного названия).

Вьетнам, СССР.

Продолжительность 78 минут.

Режиссёры Самвел Гаспаров, Нгуен Суан Тян.

Авторы сценария Александр Лапшин, Хоанг Тить Ти.

Композитор Евгений Крылатов.

Операторы Тху Дэн, Сергей Филиппов.

Жанр: драма, военный фильм

Краткое содержание
Советский инженер Илья Крутин (Александр Галибин) приплывает во Вьетнам, чтобы помочь в восстановлении мостов, разрушенных в ходе боёв и авианалётов. Грузовой корабль «Челябинск» попадает под обстрел американцев, но это только укрепляет решимость нашего соотечественника. Там Илья знакомится с певицей и популярной киноактрисой Кэт Френсис (Татьяна Лебедева, вокал Лариса Долина), прибывшей из США, чтобы рассказать правду о борьбе вьетнамского народа. Первым делом предстоит разминировать гавани, и Кирилл вызывается помочь в этом опасном деле своему товарищу, сапёру Фонгу (Вьет Бао).

Также в ролях: Ле Ван (Май), Юрий Назаров (капитан Шухов), в эпизодах (все – в ролях пленных американских лётчиков, без указания в титрах) Улдис-Янис Вейспалс, Альдо Таммсаар, Александр Филатов, Александр Самсонов.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.01.2017

Авторская оценка 4/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Координаты смерти / Koordinaty smerti (1986): кадр из фильма
Вьетнамские патриоты

В реализации этого проекта – проекта, бесспорно, многообещающего – было допущено по меньшей мере две серьёзные ошибки. Прежде всего негативным образом сказалась временная задержка. Сценарист Хоанг Тить Ти написал первую версию сценария ещё в 1972-м году, и, если б удалось начать съёмки сразу же (в идеале – до подписания Парижского мирного соглашения), резонанс оказался бы несравненно сильнее. Плохо, очень плохо, что инициативу успел перехватить Голливуду… В итоге даже впечатляющий пролог, когда американские солдаты атакуют с вертолётов отряд партизан, идущий «тропой Хо Ши Мина», видится слабым отголоском соответствующих фрагментов из «Апокалипсиса сегодня» /1979/ Фрэнсиса Форда Копполы. А эпизод карательной акции агрессоров против жителей мирной деревеньки воспринимается не слишком убедительным ответом Майклу Чимино с «Охотником на оленей» /1978/1, встреченным (и не без оснований!) в социалистической прессе в штыки. Что и говорить, обидно констатировать известную вторичность фильма, которому сам факт сотрудничества вьетнамских и советских кинематографистов должен был обеспечить не только впечатляющие технические возможности, но в первую очередь – высокий художественный уровень. И вот здесь кроется второй принципиальный просчёт.

Координаты смерти / Koordinaty smerti (1986): кадр из фильма
Прилетела валькирия?

Напрасно, думается, высокое начальство доверило постановку (пусть не самостоятельно, а на пару с Нгуеном Суаном Тяном) Самвелу Гаспарову. Его фильмы, особенно на материале революции и гражданской войны, в целом нравились зрителям, и вместе с тем – не случайно подвергались критике со стороны киноведов. Схематизм фабульной конструкции с едва-едва прочерченной основной сюжетной линией, блёклость характеров (исключением, да и то частичным, воспринимается личность Шухова, капитана грузового судна, не поддающегося на шантаж вероятного противника), слабая проработанность мотивации поступков действующих лиц – для «Координат смерти» всё это характерно чуть ли не в большей степени. На сеансе закрадывается подозрение, будто авторы задались целью экранизировать несколько газетных статей (статей правдивых, отличающихся большой публицистической силой, но точно не претендующих на статус произведений искусства) вперемежку с журналистским очерком. Даже линия с заокеанской «звездой» (прототипом послужила, как несложно догадаться, Джейн Фонда, знаменитая «ханойская Джейн») представляется декларативной – разве что баллада The Land of Vietnamese звучит пронзительно, по-настоящему трогает душу… Увы, при всём желании нельзя утверждать, что и на кинематографическом фронте «мы и Вьетнам победили».

.

__________
1 – Наличествует и прямая цитата – кадры с солдатом, видящим, что в хижине находится безоружная женщина с детьми, но всё равно бросающим туда гранату.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Перлов Л. Живым нужна память // Советский экран. – 1985, № 13. – С. 8-9.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+