Координаты смерти / Koordinaty smerti (1986)

Перлов Л. Живым нужна память // Советский экран. – 1985, № 13. – С. 8-9.

Л. ПЕРЛОВ

ЖИВЫМ НУЖНА ПАМЯТЬ

Перед мальчиком, сидящим на черном буйволе посреди рисового поля, из синевы жаркого неба спускается парашютист в американской военной форме. Где-то невдалеке гремит взрыв упавшего самолета. И летчик вскидывает руки над головой: он добровольно сдается вьетнамскому мальчугану, лишь бы выйти из этой грязной войны, в которую втянула его агрессивная политика Белого дома.

Еще до этих заключительных кадров фильма «Координаты смерти» прозвучит песня, где будут такие слова: «Если во Вьетнаме не останется ни одного живого человека, с американцами начнут воевать слоны. Если истребят слонов, американцев начнут клевать птицы. Уничтожат птиц – солдат Соединенных Штатов примутся жалить муравьи пчелы, пиявки…»

Фильм этот, ставший первой совместной советско-вьетнамской постановкой, возвращает нас к периоду американской агрессии во Вьетнаме, когда боль и надежда всех честных людей планеты были обращены к героически сражавшемуся за свободу и независимость мужественному, гордому народу. «Координатами смерти» называли Вьетнам американские солдаты, творящие черное дело и без славы, погибавшие за тысячи километров от родных мест.

Для советских людей слово «Вьетнам» стало символом народного подвига, веры в победу справедливости. Вот почему с особым волнением всматриваемся мы в экран. Видим, как встает на дыбы земля как пытаются выжечь напалмом идущий по джунглям партизанский отряд вертолеты под опознавательным знаком США как расстреливают они рыбацкие парусники, села. Как врываются «зеленые береты» в деревню, и солдат бросает гранату в хижину, где на соломе, прижав к себе ребятишек, замерла старая женщина. Как вьетнамский паренек с ножом настигает убийцу. И сам погибает…

Мы видели подобное на снимках в газетах и журналах в кадрах кинохроники. Видели, пораженные творимым варварством. Я не случайно почти целиком привел слова песни исполненной одною из героинь картины – американской актрисой Кэт Френсис (Т. Лебедева), путешествующей по охваченному огнем Вьетнаму. Открытая публицистичность во многом определяет стиль этой ленты и метод решения задач, которые ставили перед собой авторы.

Содержание фильма можно передать в нескольких словах. Молодой советский инженер Илья Крутин (А. Галибин) приезжает во Вьетнам, чтобы участвовать в восстановлении разрушенных бомбардировками мостов. С первых минут на вьетнамской земле он оказывается свидетелем и участником многих драматических событий борется с пожаром на сухогрузе, пострадавшем от американской бомбы, помогает саперам обезвреживать вражеские мины…

Крутин смел, активен, отзывчив, честно выполняет свой интернациональный долг. Однако все эти качества зачастую лишь декларируются в фильме, и персонаж остается достаточно условной фигурой. Да и другим действующим лицам явно не хватает живых черточек, чтобы стать яркими, полнокровными фигурами. Быть может, главной помехой здесь стало отсутствие четкого сюжета, позволяющего видеть характеры в развитии. Пожалуй, наиболее запоминающимися оказались образы патриота Фонга (Вьет Бао) и его жены Май (Ле Ван). Эти люди, чьи жизни и судьбы отданы служению народу и своей истерзанной войной стране, изображены исполнителями в строгой, сдержанной манере, но мы ощущаем в них самоотверженность и твердость духа защитников многострадальной земли.

Сильное впечатление производят эпизоды, где партизаны отражают воздушный налет или где горстка смельчаков на катерах носится на большой скорости по заминированному заливу, рискуя жизнью, расчищает путь застрявшим на рейде судам. Эффектно мастерски выстроены эти сиены постановщиками. Интересен монтаж в сцене, когда за кадром уже слышны вопросы и ответы, звучащие на пресс-конференции с пленными американскими пилотами, а в кадре мы видим, как каждый из них попадал в плен, видим их лица – очень усталые, разочарованные, мрачные.

– Вы прилетите снова во Вьетнам?

– Нет. Я больше не верю. Нас обманули… Невозможно поработить людей, готовых отобрать хлеб у своих детей,

8

чтобы прокормить нас, пленных, – тех, кто пришел сюда с оружием…

Фильм не воспринимается рассказом о вчерашнем дне. Ведь в мире и сегодня тревожно: остается напряженность во многих регионах мира, маячит зловещий призрак «звездных войн». И вновь где-то горят деревни, падает под пулями мать, заслоняющая собою ребенка, вновь корабли бороздят океаны, угрожая своими ракетами странам, идущим путем демократизации и независимости. Вот почему, несмотря на определенные просчеты и композиционную незавершенность, главная мысль фильма «Координаты смерти» глубоко волнует зрителя.

…Мальчик на черном буйволе. Поднимаясь из липкой грязи, вскидывает руки парашютист. Это знак бесславно закончившейся вьетнамской «кампании» Соединенных Штатов Америки. Напоминание.

Память о прошлом необходима живым. Для будущего. Во имя высшей правды. Во имя мира на Земле.

9

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+