Копи царя Соломона / King Solomon’s Mines (1950)
Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).
Другое название: «Рудники царя Соломона» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёры Комптон Беннетт, Эндрю Мортон.
Автор сценария Хелен Дойч по роману Генри Райдера Хаггарда.
Композитор Миша Сполянский (без указания в титрах).
Оператор Роберт Сёртис (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).
Также премию «Оскар» получили Ральф Э. Уинтерс, Конрад Э. Нервиг (монтаж).
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, мелодрама
Краткое содержание
Аллан Квотермейн (Стюарт Грейнджер), зарабатывающий тем, что организовывает сафари для богатых туристов, не без колебаний принимает щедрое предложение Элизабет Кёртис (Дебора Керр) и её брата Джона Гуда (Ричард Карлсон). Женщина не теряет надежду найти мужа, отправившегося несколько лет назад в Африку в поисках легендарных бриллиантовых копей царя Соломона. Аллан предупреждает: путешествие в неизведанные земли сопряжено со смертельным риском.
Также в ролях: Гуго Гаас (Ван Брун, он же Смит), Лоуэлл Гилмор (Эрик Мастерс), Кимурси (Кхива), Сириак (Умбопа), Секарёнго (вождь Гагул), Базига (король Твала).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.08.2020
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Голливудских дельцов настолько насторожил печальный опыт, полученный создателями «Торговца Хорна» /1931/ во время съёмок в Африке, что они долго не дерзали снаряжать экспедиции на чёрный континент. Тот же У.С. Ван Дайк, приступив годом позже к адаптации романа Эдгара Райса Берроуза про Тарзана, вполне обошёлся местной (калифорнийской и флоридской) натурой в сочетании со старой доброй рирпроекцией. На новую авантюру отважился лишь амбициозный продюсер Сэм Цимбалист, получивший карт-бланш от руководства Metro-Goldwyn-Mayer, и сумевший добиться содействия от властей Танганьики, протектората Уганда, Британской Кении и Бельгийского Конго (все упомянуты с благодарностью во вступительных титрах). Надо сказать, затея себя оправдала – при неимоверных сложностях организационного процесса (было переправлено оборудования общей массой свыше двадцати семи тонн!) и подстерегавших творческий и технический персонал опасностях: нестерпимой жаре, ядовитых змеях, мухах цеце. Киностудия, находившаяся не в лучшем финансовом положении, стяжала солидную прибыль1, и лента, уступившая по итогам сезона 1950-го лишь диснеевскому мультфильму «Золушка» /1950/, породила настоящую моду на африканские приключения. Не говоря уже о том, что предусмотрительно отснятый с большим запасом материал впоследствии широко использовался кинематографистами (в частности, Куртом Нойманном в «Ватуси» /1959/, о похождениях Гарри, сына Аллана)… «Копи царя Соломона» даже номинировались в главной категории на премию «Оскар», но, к счастью, уступили более достойному конкуренту (драме «Всё о Еве» /1950/).
«К счастью» – потому что третья по счёту киноверсия одноимённого романа Генри Райдера Хаггарда всё-таки уязвима для критики. Ещё можно простить сценаристке Хелен Дойч решение ввести в число основных действующих лиц женщину. Отношения между Квотермейном и миссис Кёртис (по слухам, продолжившиеся и между «звёздами»), поначалу отнёсшихся друг к другу настороженно, с антипатией, но постепенно – давших волю чувствам, обусловили пусть не психологическую глубину, но хотя бы развитие сюжета. Однако если Стюарт Грейнджер (фильм послужил стартом его сравнительно непродолжительной карьеры на «фабрике грёз») достаточно убедителен в образе искушённого, уставшего, в меру циничного англичанина, то о Деборе Керр того же, увы, не скажешь. Охотно верю, что публика на сеансах смеялась в голос, видя, как Элизабет, отрезав ножницами роскошные длинные волосы, появлялась в следующей сцене с другой, тоже очень сложной причёской. Но главное даже не это. Комптон Беннетт и сменивший коллегу (не сработавшегося с ведущим актёром) Эндрю Мортон сумели неплохо поддержать напряжение в основной части повествования, и некоторые кадры – вроде убийства слона – не в состоянии оставить равнодушным. Путешествие по саваннам, кишащим крокодилами рекам, горам таит массу неприятных сюрпризов! Вместе с тем авторы упустили, пожалуй, самую интересную возможность, наличествовавшую в литературном первоисточнике. Разгоревшаяся в стране Кукуанов гражданская война, описанная на страницах книги с эпическим размахом, поражавшая воображение читателя, свелась (невзирая на озвученные гостями на словах опасения) к скоротечному поединку претендующего на престол по праву рождения Умбапы с Твалой, узурпировавшим власть в племени. Таким образом, кульминация и развязка оказались смазанными, не говоря уже о том, что добиться от аборигенов естественного существования перед камерой режиссёрам совершенно не удалось. Это, как ни крути, серьёзный просчёт, резко снижающий впечатление от кинопроизведения в целом.
.
__________
1 – При производственном бюджете в $2,3 млн. прокатная плата составила $5,586 млн., а общемировые кассовые сборы оцениваются $15,1 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий