Король-боксёр / Tian xia di yi quan (1972)
Другие названия: «Первый кулак в Поднебесной» / «Величайший кулак в мире» (варианты перевода названия), «Железный человек» / «Iron Man», «5 пальцев смерти» / «5 Fingers of Death», «Король-боксёр: Пять пальцев смерти» / «King Boxer: Five Fingers of Death», «Пять пальцев смерти» / «Five Fingers of Death», «Король-боксёр» / «King Boxer», «Рука смерти» / «Hand of Death», «Невидимый боксёр» / «Invincible Boxer» (англоязычные названия).
Гонконг.
Продолжительность 105 минут (американская версия – 104 минуты, южнокорейская версия – 89 минут).
Режиссёр Чон Чхан Хва.
Автор сценария Ян Чиан.
Композитор Юн-Лун Чэн
Оператор Юн-Лун Ван.
Жанр: фильм действия, драма, мелодрама
Краткое содержание
Чжао Чжихао (Ло Ле) не может ослушаться своего учителя Сун Уяна (Гу Вэньцзун), которого безмерно уважает, и отправляется изучать боевые искусства в школу другого мастера — Сунь Синьпэя (Фан Мянь). Цель — одержать победу в предстоящем турнире. Главным соперником там выступит Мэн Дуншань (Тянь Фэн), держащий в страхе всю округу. Чжао предстоит пройти через множество суровых испытаний.
Также в ролях: Вон Пин (Сун Ин-ин), Чжао Сюн (Окада), Ван Цзиньфэн (Янь Цзюйхун), Тун Линь (Мэн Тяньсюн), Джеймс Нам (Хань Лун), Боло Йен (Ба Тоэр), Ю Лун (Ту Вэй).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.03.2022
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Для кинокомпании Shaw Brothers фильм стал одним из наиболее масштабных и дорогостоящих на тот момент, однако братья-продюсеры Шао (так фамилию произносить по-русски корректнее, но созвучие со словом «show», то есть ‘шоу’, по-своему знаменательно), вероятно, не смели и надеяться на столь шумный успех. Парадокс заключается в том, что в самом Гонконге «Первый кулак в Поднебесной» (если перевести оригинальное название дословно) прошёл по киноэкранам сравнительно скромно, собрав HKD761,2 тыс. Вот только судьбе было угодно распорядиться так, чтобы представители Warner Bros. сделали ставку именно на эту ленту, организовав премьеру 21-го марта 1973-го. «Король-боксёр» остался в истории киноиндустрии первым азиатским боевиком такого рода, взметнувшимся на вершину североамериканского киночарта, принеся по итогам текущего сезона $4 млн. прокатной платы и ещё $2,3 млн. – в следующем году. Мало того, ажиотаж возник и в других западных странах1. Не знаю, можно ли доверять смелым утверждениям в том духе, что и к Брюсу Ли международная слава пришла следом, так как, скажем, работа над «Выходом дракона» /1973/, частично профинансированным тем же голливудским мейджором, тогда уже велась полным ходом.
Кажется весьма забавным то обстоятельство, что постановку картины, с которой за пределами Востока началась повальная мода на кун-фу, осуществил кореец Чон Чан Хва, а ведущую партию исполнил Ло Ле (урождённый Ван Лап Тат), появившийся на свет в индонезийском городке Пематангсиантар, которого зрители Сянгана, впрочем, полюбили достаточно быстро. И всё-таки в данном случае гораздо важнее, что их детище не оказалось предано забвению с течением времени. Квентин Тарантино даже не постеснялся поместить фильм в один из персональных перечней величайших произведений мирового киноискусства2, хотя киноманам как раз не составило особого труда обнаружить влияние на двухтомник «Убить Билла» /2003-04/. Вплоть до явного заимствования эффектных моментов: от тревожной сирены (правда, впервые прозвучавшей в заокеанском телесериале «Железная сторона» /1967-75/) до секретного приёма с вырыванием у противника глаз – пальцами.
Лично мне восторженное отношение к «Королю-боксёру» видится перебором, поскольку гонконгская кинематография того периода радовала и более яркими (в разных аспектах) достижениями. Сценарист Ян Чиан, спору нет, потрудился на совесть, придумывая изощрённую интригу вокруг готовящегося состязания мастеров единоборств, а Чон Чан Хва постарался по максимуму использовать выразительные возможности цвета (чего только стоят кроваво-красные ладони жаждущего отмщения Чжао!), монтажа, движения камеры. Не откажешь в харизме и ведущему актёру, убедительно показывающему, сколько всего пришлось испытать герою, прежде чем удалось восстановить справедливость. Некоторые поединки, включая финальную месть ослеплённого предателя в тёмной комнате, по-настоящему впечатляют. Вместе с тем высокий пафос местами становится нестерпимо прямолинейным. И уж совсем топорно – почти карикатурно – выглядят выпады в адрес японцев, выведенных на кинополотне бесчестными наёмными убийцами, с готовностью устраивающими подлые засады. Разумеется, сразу не сомневаешься, что ненавистным чужеземцам не дадут опорочить статус «первого кулака в Поднебесной», пусть победа и достанется Чжихао дорогой ценой.
.
__________
1 – В частности, во Франции аудитория составила 870 тысяч человек.
2 – На шестое место из одиннадцати, между комедией «Его девушка Пятница» /1940/ и «Ящиком Пандоры» /1929/ – вот так соседство!
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий