Король Нью-Йорка / King of New York (1990)
Италия, США, Великобритания.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёр Абель Феррара.
Автор сценария Николас Сент-Джон.
Композитор Джо Делиа.
Оператор Боян Базелли.
Жанр: фильм действия, триллер
Краткое содержание
Фрэнк Уайт (Кристофер Уокен) выходит из тюрьмы Синг-Синг с твёрдым намерением подмять под себя всю наркоторговлю Нью-Йорка. Его первым шагом становится безжалостная расправа над основными конкурентами и запугивание всех прочих. Одновременно с наращиванием оборотов нелегального бизнеса Фрэнк прилагает усилия для формирования положительного имиджа в обществе, жертвуя часть доходов на благотворительность, финансируя строительство больниц и т.д. Однако Рой Бишоп (Виктор Арго), Денни Джилли (Дэвид Карузо) и Томас Флэниган (Уэсли Снайпс), детективы подразделения по борьбе с наркотиками, считают делом чести арестовать Уайта.
Также в ролях: Лоуренс Фишбёрн (Джимми Джамп, в титрах как Larry Fishburne), Джанет Джулиан (Дженнифер), Джоуи Чин (Ларри Вонг), Джанкарло Эспозито (Лэнс), Пол Кальдерон (Джоуи Далесио), Стив Бушеми (Тест Тьюб), Тереза Рэндл (Рэй), Леонард Л. Томас (Блад), Роджер Гёнвер Смит (Тэннер), Кэрри Найгрен (Мелани), Элонна Шоу (Кэтлин Сведа), Фредди Джексон (в роли самого себя), Эриан (Эриан), Джэй Джулиен (Абрахам Скотт).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.05.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
«Где «Лицо со шрамом» завершился… «Король Нью-Йорка» начинается». Разумеется, в рекламном слогане содержится намёк не на драматургические расхождения с упомянутым «римейком» легендарного гангстерского фильма, также причисленным к концу десятилетия к классике криминального жанра. Фрэнка Уайта ждёт не менее печальная (но, как ни крути, закономерная) участь – разве что в эффектности его кончина заметно уступает последним мгновениям пребывания в нашем бренном мире Тони Монтаны, отчаянно спасавшего свою шкуру. Подразумеваются обвинения в излишней жестокости экранного действа, которых пришлось вдосталь наслушаться Брайану Де Пальме. То есть Абель Феррара и кинодраматург Николас Сент-Джон (между прочим, работавшие над сценарием в течение пяти лет, что позволило провести съёмки быстро, без импровизаций, без поиска в процессе художественных решений) выказывали намерение заткнуть предшественника за пояс именно в части эстетизации насилия. Пожалуй, это удалось – даже с поправкой на то, что из первоначального (с хронометражем почти два часа) варианта пришлось изъять часть соответствующего материала, чтобы получить щадящий рейтинг R вместо предельно строгого X. У любого другого режиссёра резко отрицательная реакция публики (по воспоминаниям очевидцев, зрительный зал во время премьерного показа, устроенного в рамках Нью-йоркского кинофестиваля, покинула даже супруга Абеля, а вышедших на сцену Сент-Джона и Лоуренса Фишбёрна освистали1) вызвала бы разочарование. Но только не у Феррары, всегда демонстрировавшего абсолютную индифферентность к чужому мнению. Впрочем, как раз «Король Нью-Йорка» постепенно получил (и получил, на мой взгляд, вполне заслуженно) «культовый» статус и репутацию одной из вершин его творчества.
Поразительно точно (не менее точно, чем у Де Пальмы – Аль Пачино) выбран на заглавную роль Кристофер Уокен. Оператор Боян Базелли придумал несложный в реализации, но потрясающе ёмкий кадр: Фрэнк любуется панорамой мегаполиса, а в окне (при этом возникает оптическая иллюзия, будто в… его собственном костюме) отражаются небоскрёбы. Король осматривает владения! Актёру хватает нескольких тонких штрихов, чтобы выразить, с позволения сказать, величие амбиций вышедшего из тюрьмы уголовника, ни секунды не сомневающегося в том, что в ближайшем будущем узурпирует власть, воздаст по заслугам верным соратникам и накажет предателей. Мало того, Уайт проявляет известную мудрость, делая ставку – наряду с традиционными для организованной преступности методами – на привлечение на свою сторону общественного мнения, позволяя горожанам понять, что криминальные разборки быстро закончатся, а построенные больницы останутся надолго. Вот только создатели ленты не разделяют подобных убеждений – и не позволяют нам предаться красивому самообману. В одном из эпизодов банда азиатов смотрит в кинотеатре немой шедевр Вильгельма Фридриха Мурнау о вампире Носферату – и не нужно обладать особой проницательностью, чтобы уловить суть авторского послания. Гангстер является именно нежитью, призраком ночи, упырём в мире смертных, завороженным ритмом едва слышимой симфонии ужаса. Таким образом, сотрудники подразделения по борьбе с наркотиками выступают – при всех недостатках, присущих людям – поборниками добра, только и способными остановить зло, навеки отправив Фрэнка в могилу. Из актёров не случайно обращает на себя внимание Уэсли Снайпс (тогда ещё не считавшийся «звездой»), который с равной убедительностью умеет изображать людей по обе стороны закона.
.
__________
1 – И коммерческого успеха лента тоже не снискала, собрав в национальном кинопрокате $2,55 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Фикс Сергей. Трон для Фрэнка // Видео Асс Премьер. – 1992, № 5. – С. 22.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий