Королевство / Riget / Il regno / Riket (1994, 1997) (мини-сериал)

Королевство / Riget / Il regno / Riket (1994, 1997) (мини-сериал): постерМини-сериал.

Другие названия: «Королевство» / «The Kingdom» (международное англоязычное название), «Королевство II» / «Riget II» /«The Kingdom II» (название второго сезона), «Ларс фон Триер представляет: «Королевство» / «Lars von Trier præsenterer: Riget» (Дания), «Призраки» / «Geister» (ФРГ), «Призраки II» / «Geister II» (ФРГ), «Госпиталь призраков – Королевство» / «Hospital der Geister – The Kingdom» (ФРГ: видео), «Госпиталь призраков – история 2» / «Hospital der Geister – Teil 2» (ФРГ: видео), «Госпиталь и его призраки» / «L’hôpital et ses fantômes» (Франция).

Дания, Италия, ФРГ, Франция, Норвегия, Швеция.

Продолжительность 286 минут.

Режиссёры Ларс фон Триер, Мортен Арнфред (оба – 8 эпизодов).

Авторы сценария Томас Гисласон (4 эпизода), Нильс Ворсел, Ларс фон Триер (оба – 8 эпизодов).

Композитор Йоахим Кольбек (8 эпизодов).

Оператор Эрик Кресс (8 эпизодов).

Жанр: комедия, драма, кинофантазия, фильм ужасов, детектив

Краткое содержание
Шведский нейрохирург Стиг Хельмер (Эрнст-Хуго Ярегорд), недавно зачисленный в штат Королевского госпиталя Копенгагена — ведущего лечебного учреждения Дании, крайне недоволен царящими там порядками. Пожилая женщина Сигрид Друссе (Кирстен Рольффес), увлекающаяся спиритизмом, симулирует недуги, а ей назначают дорогостоящие исследования. Патологоанатом Палле Бондо (Бард Ове) не соглашается даже не небольшое нарушение бюрократических процедур, но готов пойти на риск, чтобы заполучить для изысканий печень умирающего пациента, поражённую саркомой. Йорген «Хук» Крогсхёй (Сёрен Пильмарк) наладил мелкий полулегальный бизнес. И так далее. Причём слабовольный главврач Эйнар Моэсгор (Хольгер Юуль Хансен), надеющийся, что его сын Мортен (Петер Мюгинд) пойдёт по стопам отца, попустительствует всему этому безобразию, несмотря на то, что в ближайшее время должна состояться проверка. Однако и сам Стиг допускает в ходе операции серьёзную ошибку, из-за которой девочка Мона Йенсен (Лаура Кристенсен) впадает в вегетативное состояние, — и теперь пытается изъять из архива и уничтожить отчёт анестезиолога.

Также в ролях: Гита Нёрбю (Ригмор Мортенсен), Йенс Оккинг (Бульдер Друссе), Отто Бранденбург (Хансен), Анневиг Скелле Эббе (Мари Крюгер), Биргитте Роберг (Юдит Петерсен), Мортен Ротне Лефферс (посудомойщик), Вита Йенсен (посудомойщица), Сольбьерг Хефельдт (Камилла), Удо Кир (Оге Крюгер / Младший Брат), Луиза Фрибо (Санне), Оле Бойсен (Кристиан), Хеннинг Йенсен (Боб), Стеллан Скарсгард (шведский юрист), в эпизодах Ларс фон Триер (в качестве самого себя, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.02.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Королевство / Riget / Il regno / Riket (1994, 1997): кадр из мини-сериала
Ох, уж этот слежубный роман

Одно дело – известность в узких кругах киноманов, способных оценить новаторство художественных решений и… с жадностью улавливающих отголоски скандалов, устраиваемых на признанных международных кинофестивалях (как правило, игнорируемых аккредитованными киноведами). И совсем другое – популярность в народных массах. Однако ещё до того, как манифест «Догма-95», сочинённый совместно с Томасом Винтербергом и опубликованный 13-го марта 1995-го года в Копенгагене, стал притчей во языцех, Ларс фон Триер всё-таки сумел привлечь к собственной персоне внимание широкой зрительской аудитории. Разумеется, появление «Королевства» (как и другой, не столь удавшийся телевизионный проект – «Учительская» /1994/) не объясняется исключительно коммерческими соображениями, хотя кинокомпания Zentropa Entertainments действительно нуждалась в средствах. Под занавес каждого сегмента режиссёр предстаёт лично, давая ёмкие характеристики персонажам и намекая на возможные повороты экранных перипетий, желая получить эстетическое удовольствие, а главное – непременно обещая новую встречу как с божественным, так и с дьявольским. Но и в этих, на первый взгляд вполне искренних и доброжелательных посланиях почти невозможно отличить истину от заблуждений и мистификации.

Королевство / Riget / Il regno / Riket (1994, 1997): кадр из мини-сериала
Противник датской мрази

Начнём с того, что божественное и дьявольское начала в мини-сериале и вправду присутствуют и даже ведут непримиримую борьбу – вот только… безнадёжно увязают в человеческом, слишком человеческом. Фру Друссе, долгие годы практиковавшая спиритизм, но впервые по-честному установившая контакт с призраками, совмещает помощь мятущимся душам и самому израненному госпиталю с налаживанием связей, в чём женщине вынужден помогать непутёвый великовозрастный сын. Масонская ложа, в которую входят все мало-мальски влиятельные и знающие доктора и которая в общем-то давно не является тайной, постановляет бороться с мракобесием, в то время как подвал служит сатанистам местом проведения чёрных месс. Почтенный нейрохирург, хорошенько заплатив студенту-медику с Гаити, без колебаний прибегает к секретам культа вуду в надежде подчинить волю ушлого недруга-шантажиста. Младший брат, сын Оге Крюгера1, делает сознательный выбор в пользу добра, несмотря на то, что воспринимается окружающими (за исключением разве что любящей матери) уродом и обречён на мучительную смерть. Наконец, паранормальная активность благополучно уживается с разбродом и шатаниями в умах, давно ставшими обыденностью лечебного учреждения, где делаются ставки на то, удастся ли водителю кареты «скорой помощи» избежать аварии, документы исчезают из архива, главврач панически боится визита министра, а его сын – соблазняет медсестру, отвечающую за лабораторию исследования сна. Самыми мудрыми обитателями «Королевства» поневоле (вопреки очевидным признакам симптома Дауна!) воспринимаются посудомойщик и посудомойщица, не покидающие подсобного помещения, но знающие о происходящем чуть ли не больше участников. Как тут в отчаянии – вслед за вечно нервным и раздражённым Стигом – не закричать во всю глотку во тьму «Датская мразь!»?!

Королевство / Riget / Il regno / Riket (1994, 1997): кадр из мини-сериала
Ищет истину и общается с духами

Причудливое переплетение мистики и сатиры, не говоря уже об элементах пародии на бесконечные «мыльные оперы», заставило говорить о созвучии «Твин Пиксу» /1990-91/, хотя сам фон Триер упоминал в качестве источника вдохновения другой американский телесериал – «Убойный отдел» /1993/. Режиссёры (Ларс разделил обязанности с тоже опытным коллегой Мортеном Арнфредом2) не подражают Дэвиду Линчу, но следуют своим – скандинавским, а быть может, общеевропейским – путём в том же направлении, оттачивая постмодернистскую эстетику. Гамлетовское прозрение о том, что всё гнило в Датском королевстве, с одной стороны сохраняет злободневность (вплоть до таких деталей, как явление привидений, пытающихся донести страшную тайну прошлого, довлеющую над настоящим), а с другой – не в состоянии даже приблизительно передать атмосферу, царящую в недвижных бастионах науки. Технические приёмы, позже положенные в основу славного течения (так сказать, возведённые в догму), в равной степени предоставляют актёрам возможности для импровизации, создают иллюзию захваченной врасплох жизни – и позволяют органично ввести в повествование потусторонние элементы. И уже по первому эпизоду несложно догадаться, что авторам немыслимо сделать выбор в пользу какого-либо из аспектов многогранной реальности, каждый из которых по-своему важен. Это простые смертные существуют в персональных мирках, остающихся замкнутыми, вопреки тому, что постоянно пересекаются и проникают один в другой. Художник же не только может, но и в определённом смысле обязан брать на себя функции демиурга, манипулирующего чужими судьбами, подчиняясь не собственной прихоти, а исключительно стремлению постичь (и тем самым – подкорректировать) законы Вселенной. По мере развития сюжета, особенно ближе к кажущемуся завершению, плотность событий увеличивается всё стремительнее, чтобы… оставить зрителя в недоумении из-за отсутствия полноценной развязки. Но предположения в том духе, что так и не снятый (по официальной версии, из-за скоропостижных смертей нескольких исполнителей ведущих партий) третий сезон одарил бы исчерпывающими ответами, думается, лишены оснований. Незавершённость многогранного и безостановочного процесса так же принципиальна для кинематографистов, как и сознательное нежелание вводить иерархию – ранжировать элементы (индивидов, явления, интерпретации и т.д.), исходя из тех или иных предпочтений. В этом смысле действительно можно последовать совету фон Триера и попытаться получить эстетическое удовольствие от зрелища – если это не помешает уяснить суть новейшего художественного метода, претендующего на универсальность.

.

__________
1 – Как-то неловко интересоваться, служит ли фамилия отсылкой к фигуре маньяка-убийцы из снов, тоже облюбовавшего, помнится, клинику?
2 – Притом что в титрах картины «Рассекая волны» /1996/ он будет фигурировать лишь в качестве ассистента.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Не для жюри, а для зрителей // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 65-66.
Дуларидзе Латавра. Вращения «Хрустального глобуса» // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 28-29.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+