Кошка на раскалённой крыше / Cat on a Hot Tin Roof (1958)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Кошка на горячей жестяной крыше» / «Кошка на раскалённой жестяной крыше» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 108 минут.
Режиссёр Ричард Брукс (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Авторы сценария Ричард Брукс, Джеймс По (номинация на «Оскар») по пьесе Теннесси Уильямса.
Композитор Чарльз Уолкотт.
Оператор Уильям Дэниелс (номинация на «Оскар»).
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Брик Поллитт (Пол Ньюман, номинация на «Оскар»), приехавший вместе с женой Маргарет (Элизабет Тейлор, номинация на «Оскар») на день рождения своего отца Харви (Бёрл Айвз), по нелепой случайности ломает ногу. Пока все ждут возвращения «Большого папы» из клиники, после проведения обследований, он привычно поглощает спиртные напитки. Мэгги пытается привести мужа в чувства, понимая, что родитель не оставит наследство сыну-алкоголику — к радости Купера (Джек Карсон), брата Брика…
Также в ролях: Джудит Андерсон («Большая мама» Поллитт), Мэделин Шервуд (Мэй Поллитт), Ларри Гейтс (доктор Боф), Вон Тейлор (преподобный Дэвис).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.09.2017
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Нельзя исключать, что, если б за режиссуру взялся Элиа Казан, зарекомендовавший себя «Трамваем «Желание» /1951/ и «Куколкой» /1956/, кинодраматург не удостоил бы картину уничижительного отзыва – не стал бы во всеуслышание заявлять, что экранизация отбросила киноиндустрию на полвека назад. Дело даже не в том, что Ричард Брукс и Джеймс По, подчиняясь требованиям кодекса Хейса, изрядно сократили текст, убрав намёки на, скажем так, подозрительный характер дружбы Брика с покойным Скиппером, от которых Поллитт-младший приходил в ярость. Драматург, конечно, всегда уделял повышенное внимание сексуальным комплексам своих персонажей, сформировавшимся на почве общественных предрассудков. Но всё-таки, думается, не это было главным в пьесе, суть которой, как говорится в одной из ремарок, – «отнюдь не в разрешении психологических проблем человека». Сам выбор Уильямсом в качестве действующих лиц представителей уже не пролетариата и даже не прослойки мелких собственников, а высших слоёв общества (по крайней мере по масштабам штата, где «Большой папа» добился непререкаемого авторитета) придавал событиям первоисточника социально острое, обличительное звучание. Есть все основания полагать, что Казан, осуществивший постановку на Бродвее1, на компромиссы бы не пошёл, сколько б ему ни ставили в вину сотрудничество с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности.
Безусловно, нельзя не отдать должного отличной игре ведущих актёров. Пол Ньюман предложил рискованную вариацию принёсшего славу типажа бунтаря: Брик не желает принимать навязываемую родителями судьбу, сопротивляется давлению, однако максимум, на что отваживается, – ежедневно поглощать виски в ожидании щелчка в голове, после которого наступает блаженное спокойствие. И Элизабет Тейлор, кажется, никогда не была такой напористой и агрессивно женственной – разве что в образе Марты, ведущей с супругом-интеллектуалом бесконечную войну нервов. Ни дать ни взять кошка, неуверенно балансирующая на раскалённой металлической крыше, намертво вцепившись в добычу! О колоритном Бёрле Айвзе излишне и упоминать… Не в последнюю очередь именно стараниями артистов семейная драма не тонет в прозаических деталях – и уж точно не сводится к индивидуальным особенностям характеров конкретных людей.
Рисуя вслед за Уильямсом картину бытования респектабельной фамилии во главе с капиталистом старой закалки – индивидом, выбившимся из низов общества и сколотившим состояние (как любят говорить американцы, сделавшим себя сам), Брукс поражается темпам деградации. Чудачества Брика – не капризы, а наглядное доказательство вырождения правящего класса. Свидетельство чуть ли не дегенерации во втором поколении! Если Купер – просто мелкая личность (при явной работоспособности, при завидной плодовитости жены Мэй), то его брат откровенно махнул на всё рукой, ненавидит благоверную, не думает о потомстве да и вообще ни о чём, кроме спасительной дозы спиртного. Под занавес, во время доверительного разговора отца с сыном, выясняется, что и сам «Большой Папа» давно потерял смысл существования, складируя (в подражание гражданину Кейну?!) купленные в Европе живописные полотна, предметы антиквариата, мебель и т.д. в пыльном подвале. И, честно говоря, развязка с моральной победой Мэгги (ложь о том, что в её лоне теплится жизнь, внезапно становится правдой) не кажется убедительной. Полагаю, именно такой финал и счёл неудовлетворительным драматург, завершивший действие намёком, что отпрыск унаследовал худшие (но не лучшие!) качества родителя. Впрочем, не следует исключать, что тогда, в условиях маккартизма, на большее не приходилось и рассчитывать – и даже ограниченная правда (а не просто скандальность тематики) вызвала неподдельный интерес2 у широкой аудитории.
.
__________
1 – Начиная с премьеры в театре Мороско (24-го мая 1955-го), состоялось 694 представления.
2 – Третье место (с результатом $8,78 млн. прокатной платы, при бюджете в $3 млн.) по итогам сезона в национальном прокате, и ещё $3,6 млн. поступило из-за границы.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Звегинцева Ирина. Элизабет Тейлор. Последняя богиня Голливуда // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 26. – С. 50-55.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий