Кошка на раскалённой крыше / Cat on a Hot Tin Roof (1958)

Звегинцева Ирина. Элизабет Тейлор. Последняя богиня Голливуда // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 26. – С. 50-55.

МАСТЕРА

ЭЛИЗАБЕТТЕЙЛОР

ПОСЛЕДНЯЯ БОГИНЯ ГОЛЛИВУДА

Эта необычайно красивая женщина с колдовскими глазами и ярким (добавим – нелегким) характером на протяжении десятилетий приковывает к себе внимание критиков и зрителей. Ее роли, романы, мужья, скандалы и эпатирующие заявления не дают забыть об Элизабет ни на минуту.

Она по-прежнему хороша собой, недавно вступила в очередной (восьмой по счету) брак, блистает на голливудских приемах, снимается в кино, рекламирует духи с многообещающим    названием

«Страсть», занимается общественной деятельностью, словом, живет полноценной жизнью.

Да, глядя на эту изящную красавицу, трудно представить, что она прожила долгую (ей уже за 60) и нелегкую жизнь, в которой были взлеты и падения, большая любовь и горе, встречи и потери.

Журналисты отчаялись заниматься предсказаниями в адрес Лиз – все равно не угадаешь! Так, только они сообщат, будто талант актрисы иссяк, как появляется ее новая интересная работа. Не успевают позлорадствовать, что из-за злоупотребления алкоголем и неуемного обжорства «богиня Голливуда» превратилась в толстую старуху, как, после годовой строгой диеты и пластических операций, на одном из великосветских приемов блистает стройная красавица, один вид которой заставляет зеленеть от зависти присутствующих дам. Впрочем, отношение к Элизабет всегда было неоднозначным. Но, вызывая любовь или ненависть, обожание или презрение, она никого не оставляла равнодушным. Даже скептики вынуждены признать: Элизабет Тейлор – явление. Она действительно уникальна и неповторима.

Сейчас творческая биография Элизабет – одна из ярких страниц истории кино, но так было не всегда, а потому вернемся в то время, когда семья Тейлоров, незадолго до начала второй мировой войны, переехала из Англии в Соединенные Штаты. Отец торговал произведениями искусства, дела шли неплохо, и вскоре в Беверли-Хиллз появилась новая галерея. Мать в молодые годы была актрисой, но преуспела мало и все свои честолюбивые мечты связывала с детьми. С раннего детства Лиз «готовили» в звезды, и она оправдала надежды.

50

Картина «Каждую минуту кто-то рождается» стала ее дебютом, затем последовало еще несколько лент. Маленькая чаровница завоевывала все больше и больше зрительских симпатий.

Постепенно девочка входит «в моду». В одиннадцать лет она заключила многолетний контракт с влиятельной американской киностудией «Метро Голдвин Майер», а в двенадцать уже снялась в пяти фильмах и зарабатывала 300 долларов в неделю. Любопытная публика ждала сенсаций, что ж – они не заставили себя ждать.

То все газеты облетает весть о первой любви «крошки Лиз» к звезде американского футбола Гленну Дейвису, то смакуется скандальная связь семнадцатилетней чаровницы с одним из самых богатых людей мира – Говардом Хьюзом.

Но не успела Америка «оправиться» от одной неожиданности, как последовала новая – брак с отельным магнатом Ником Хилтоном. Кольцо в 50 тысяч долларов, норковые шубы, «кадиллак», акции престижных компаний – словом, все атрибуты шикарной жизни. Увы, идиллия продолжалась недолго, и через несколько месяцев ругани и шумных перепалок юная жена поспешила укрыться под родительским «крылышком».

Впрочем, те, кто хорошо знает Лиз, не удивились тому, что не прошло и двух лет, как на «вакантное место» мужа заступил новый избранник – английский актер Майкл Уилдинг, которому брак со знаменитостью открыл широкие возможности для работы в Голливуде. Уилдинг оказался счастливчиком: этот брак продолжался целых… пять лет.

51

Следующим обладателем руки и сердца Элизабет становится продюсер Майк Тодд. Впервые в жизни Лиз по-настоящему влюбилась. И настолько, что, не задумываясь, приняла иудейское вероисповедание. С легкой руки мужа ее именем был назван кинотеатр, а совместная жизнь этих людей была похожа на каждодневный праздник.

Майк, обожавший красавицу-жену, не жалел сил, чтобы праздник не кончался: каждый день Лиз получала подарки, а по субботам ее ждал особенный сюрприз, ведь именно в этот день недели они встретились впервые. Картины Дега, «роллс-ройс», бриллиант диаметром в полтора дюйма – таковы были «маленькие» знаки внимания.

Да и как актриса Элизабет Тейлор заявила о себе всерьез. По ее экранным работам того периода («Рапсодия», «Красавчик Браммель», «Округ Рейнтри») заметно, насколько от фильма к фильму растет профессиональное мастерство. Не имея специального образования, не всегда владея чисто техническими приемами ремесла, она интуитивно угадывала, как должны вести себя в той или иной ситуации ее героини…

Словом, все складывалось наилучшим образом: и семья, и карьера, как вдруг… О, это проклятое «вдруг»! Майк Тодд погибает в авиакатастрофе. Горе вдовы было сильным и неподдельным…

Через полтора года после гибели мужа Элизабет снялась в фильме, принесшем ей мировое признание драматической актрисы. В экранизации пьесы Теннеси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» режиссера Ричарда Брукса Тейлор блистательно воплотила Мэгги Политт. Ее трактовка этой сложной в психологическом плане роли была убедительна и безукоризненно исполнена. Неудивительно, что именно она была представлена в 1959 году к награждению Оскаром. Помешала тому «добродетельная» Америка, не простившая актрисе нового романа с Эдди Фишером – известным певцом и другом ее покойного мужа.

Пересуды замолкли, когда выяснилось, что бывшая жена Фишера никак не вписывалась в роль «жертвы». И с тем же жаром, с каким американцы только что обличали актрису, теперь они ее начали защищать. В результате Элизабет все-таки получила Оскара, правда, за другой фильм – «Баттерфильд, 8», кстати, не самый удачный в карьере. К тому же во время съемок она захворала.

Вероятно, удивительное жизнелюбие Лиз не дает ей «расклеиваться», и потому, несмотря на более чем внушительный список болезней (одно время у нее даже подозревали СПИД), Тейлор не только сохраняет цветущий вид, но и на самом деле чувствует себя неплохо.

Ну, а в 30 лет даже тяжелые недуги воспринимались лишь как досадные случайности. Гораздо больше Элизабет в то время волновал… Ричард Бертон, английский актер, с которым она познакомилась на съемках «Клеопатры».

Этот фильм, вошедший в историю

52

мирового кино как один из самых дорогостоящих, поражал воображение зрителей своими шикарными декорациями, роскошными нарядами и многотысячными массовками. Так же, как и Тейлор в невероятных одеяниях Клеопатры. Она была подлинной царицей на площадке: ее фиолетовые глаза то лучились улыбкой, то метали «громы и молнии». Под стать оказался и ее экранный (и реальный) возлюбленный.

Брак Ричарда и Элизабет длился без малого двадцать лет, правда, с перерывом (Бертон и Тейлор дважды разводились). Как легко можно догадаться, с самого начала их совместная жизнь не была безоблачной. Люди со взрывным характером, импульсивные, избалованные славой, они рассматривали свой союз во многом как соперничество. За бытом «звездной пары» пристально следила публика и газетчики. С нескрываемой завистью сообщалось, что за каждый фильм Элизабет теперь получает миллионные гонорары, что она владелица бриллианта Круппа (тридцать три карата), необычной жемчужины «Перегрина», подаренной Марии Тюдор в 1554 году, жилых домов в

54

разных концах света, фешенебельной яхты.

Королева экрана, она и жила по-королевски. Но, право же, столь ярких, темпераментных актрис в мировом кино так мало, что хочется забыть экстравагантные, а порой откровенно шокирующие поступки этой женщины, особенно когда вспоминаешь ее роли.

В фильме Майка Николса «Кто боится Вирджинии Вульф» актерский дуэт Тейлор-Бертон представил зрелище удивительной силы. Пожалуй, никогда еще на экране не разыгрывалась с такой страстью трагедия двоих – мучительно-тягостной семейной жизни, где герои любят и ненавидят, готовы к убийству партнера и вместе с тем не мыслят себя друг без друга…

После выхода «Вирджинии Вульф» даже недоброжелатели и завистники Тейлор не могли не признать удивительного таланта этой актрисы. И премии, самые престижные в мире кино, как из рога изобилия «посыпались» на нее. Конец 60-х оказался удивительно плодотворным в жизни Элизабет. Она как-будто задалась целью постоянно удивлять и зрителей, и критиков. Те, кто с восхищением наблюдал за трагедийной актрисой, не могли прийти в себя от изумления, увидев ее Катарину в комедии Шекспира «Укрощение строптивой». Марта, опустившаяся женщина преклонных лет, уступила место озорной, юной и своевольной милашке, с ребячеством и задиристостью сопротивляющейся натиску Петруччо (Ричард Бертон). Казалось, артистке подвластно все. Ее героини, обаятельные и отталкивающие, благородные и коварные, чередой проходили на экране, каждый раз заставляя зрителей восхищаться ее творческим диапазоном.

Однако, если карьера четы складывалась вполне благополучно, того же нельзя было сказать о их личной жизни. Бурный темперамент Лиз делал совместное проживание даже с любимым человеком почти невозможным. Известно и пристрастие Тейлор и Бертона к спиртному, шумным попойкам. Неуравновешенность усугублялась и появившейся у Элизабет тягой к «куколкам» (так в Америке называют транквилизаторы). Так или иначе, но супружеские узы ослабевали, и после нескольких весьма драматичных сцен они сочли за благо расстаться.

Кстати, многие перипетии этой истории стали основой фильма «Его развод, ее развод». (Забегая вперед, следует сказать, что на Бродвее в начале 80-х состоялась премьера спектакля «Частная жизнь», где главные роли вновь исполнили Элизабет Тейлор и Ричард Бертон.) Не успели утихнуть злорадные сплетни, как поклонников Лиз ожидал новый сюрприз. Испепеленная несколькими бурными романами, она вступила в очередной брак – на сей раз с сенатором от штата Вирджиния Джоном Уорнером… После вынужденного перерыва, тихой пасторальной жизни и очередного развода актриса с упоением окунулась в привычный мир кино. На экраны выходят новые фильмы с ее участием: «Маленькая ночная серенада» и «Зеркало треснуло» по роману Агаты Кристи. Элизабет всегда добивалась желаемого, стоило ей только этого захотеть. Как верно сказал один из ее друзей: «Когда она страстно хотела чего-нибудь: будь то мужчина или роль, бриллиант или скаковая лошадь, – препятствия переставали для нее существовать».

Одним из объектов вожделений Лиз стал ее официальный восьмой муж – Лэрри Фортенски, огромный мускулистый блондин, о ком журналисты ехидно писали, что он «бывший водитель грузовика, бывший каменщик, бывший заключенный, бывший клиент центра по лечению хронических алкоголиков» (где, кстати, Элизабет с ним и познакомилась).

Супругов разделял не только возраст (Лиз старше мужа почти на двадцать лет), но и социальное происхождение (в ее детстве были и загородный коттедж, и пони, и картины на стенах, и уроки танцев в школе мадам Векани, которые посещала и другая Элизабет – будущая английская королева Елизавета II), и профессия (Лэрри весьма далек от проблем искусства), но это не мешало им в мире и согласии проводить время.

Впрочем, вряд ли кто решится заглядывать в будущее и строить прогнозы, особенно когда это касается такой непредсказуемой и необычной натуры, как Тейлор. После длительного перерыва «последняя богиня Голливуда», как ее иногда называют, вновь блеснула в комедии Брайана Леванта «Флинт-стоуны». Существуют и новые планы… В одном нет сомнений: она еще не раз удивит и потрясет мир. Иначе и быть не может, ведь это – Элизабет Тейлор!

Ирина ЗВЕГИНЦЕВА

55

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+