Кошка о девяти хвостах / Il gatto a nove code / Le chat à neuf queues / Die neunschwänzige Katze (1971)

Кошка о девяти хвостах / Il gatto a nove code / Le chat à neuf queues / Die neunschwänzige Katze (1971): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Кошка о девяти хвостах» / «Кошка с девятью хвостами» / «Cat o’ Nine Tails» / «The Cat o’ Nine Tails» (международное англоязычное название).

Италия, Франция, ФРГ.

Продолжительность 115 минут.

Режиссёр Дарио Ардженто.

Авторы сценария Дарио Ардженто, Брайан Эдгар Уоллес (без указания в титрах) по сюжету Дарио Ардженто, Луиджи Колло, Дардано Саччетти.

Композитор Эннио Морриконе.

Оператор Эрико Менцер.

Жанр: детектив, триллер

Краткое содержание
Незрячий Франко Арно (Карл Молден), гуляя с юной племянницей Лори (Чинция Де Каролис), слышит обрывки подозрительного разговора, а на следующий день газеты сообщают о проникновении со взломом в расположенный по соседству институт Терци и убийстве. Арно, в прошлом работавший в прессе, сообщает обо всём, что знает, журналисту Карло Джордани (Джеймс Францискус), предлагая провести расследование совместно.

Также в ролях: Катрин Спаак (Анна Терци), Пьер Паоло Каппони (Спини), Хорст Франк (доктор Браун), Рада Рассимов (Бьянка Мерузи), Альдо Реджани (доктор Касони), Карло Алигьеро (доктор Калабрези), Витторио Конгиа (Ригетто, оператор).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.05.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Кошка о девяти хвостах / Il gatto a nove code / Le chat à neuf queues / Die neunschwänzige Katze (1971): кадр из фильма
Знакомство сыщиков-любителей

Таинственная кошка о девяти хвостах – не плод одного из тех сверхсекретных генетических экспериментов, которые втайне ставят в лабораториях института Терци. Это метафора, придуманная Джордани, чтобы описать их с бывшим коллегой ситуацию, когда каждая из имеющихся версий («хвостов»), плохо соотносящихся друг с другом, может в равной степени оказаться верной… Причём то обстоятельство, что расследование проводят в общем-то непрофессионалы, более опытный из которых – потерял зрение в результате несчастного случая, всё только усугубляет. Круг подозреваемых постепенно удаётся очертить – но неуловимый убийца начинает ловко устранять потенциальных свидетелей, а у Карло, кроме того, завязывается роман с красавицей Анной, приёмной дочерью владельца научно-исследовательского учреждения.

Кошка о девяти хвостах / Il gatto a nove code / Le chat à neuf queues / Die neunschwänzige Katze (1971): кадр из фильма
Неожиданные наблюдения

Словом, Дарио Ардженто в пору если не расцвета, то – формирования самобытной стилистики. Возможно, картина, очень достойно прошедшая в европейском кинопрокате1, действительно уступает другим частям условной «животной трилогии», особенно «Птице с хрустальным оперением» /1970/, а негативное отношение к фильму со стороны самого режиссёра – общеизвестно. Но это всё же типичный – в хорошем смысле слова – образчик классического «джалло», в котором изощрённая интрига не блещет логичностью, психологической и социально-бытовой убедительностью, но всё равно держит в изрядном напряжении. Из эффектных приёмов, к каким на сей раз прибегает Дарио, запоминаются кадры-врезки со сверхкрупным планом глаза. А мастерство нагнетания саспенса проявляется, как минимум, в двух эпизодах: в склепе, куда Франко и Карло приходят посреди ночи в поисках улик, и в развязке, когда действие переносится на крышу института.

Кошка о девяти хвостах / Il gatto a nove code / Le chat à neuf queues / Die neunschwänzige Katze (1971): кадр из фильма
Улика найдена

В ранних работах Ардженто ещё старается сохранить обязательные атрибуты детектива – и даже делает реверансы в адрес Альфреда Хичкока (в частности, остроумно преломляя его концепцию «макгаффина»). Но чем сильнее закручивается водоворот жутких событий, тем острее ощущается невидимая – метафорическая, почти мистическая – подоплёка истории. Слепец, оказавшийся прозорливее иных зрячих (сказалось увлечение полезным хобби – разгадыванием головоломок?!), не просто устанавливает личность разыскиваемого и спасает похищенную племянницу, но выступает невольным орудием провидения. Финал, когда маньяк, надеявшийся скрыть свою предрасположенность к преступлениям, падает, пронзённый лезвием, в шахту лифта, неизбежно ассоциируется с религиозными представлениями о преисподней, куда ссылаются души грешников. Причём авторы оставляют возможность и для более широкой (философской) постановки вопроса: наука, которой усердно занимались подопечные Терци, не способствует высвобождению разума из плена заблуждений, а приоткрывают дверь в бездну…

.

__________
1 – При бюджете порядка $1 млн. кассовые сборы в Италии оцениваются в ITL 1,85 млрд., а, например, в Испании аудитория составила 1,3 млн. человек.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+