Костёр тщеславий / The Bonfire of the Vanities (1990)
Другие названия: «Костры тщеславий» / «Костры амбиций» / «Костёр амбиций» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 125 минут.
Режиссёр Брайан Де Пальма.
Автор сценария Майкл Кристофер по роману Тома Вулфа.
Композитор Дейв Грузин.
Оператор Вильмош Жигмунд.
Жанр: комедия, драма
Краткое содержание
Журналист Питер Фэллоу (Брюс Уиллис) пишет статью о впавшем в кому Генри Лэмбе (Патрик Мэлоун) — темнокожем подростке из Бронкса, сбитом белым водителем, скрывшимся с места происшествия. Стараниями преподобного Бэйкона (Джон Хэнкок) заметка вызывает общественный резонанс, и прокурор округа Эйб Уайсс (Фарид Мюррей Абрахам, без указания в титрах), у которого скоро переизбрание, решает провести образцово-показательный процесс. Шерман МакКой (Том Хэнкс), преуспевающий делец с Уолл-стрит, убеждает свою любовницу Марию Раскин (Мелани Гриффит), сидевшую за рулём в тот злополучный вечер, пойти в полицию — но всё тщетно…
Также в ролях: Морган Фримен (судья Леонард Уайт), Ким Кэттролл (Джуди МакКой), Сол Рубинек (Джед Крамер), Кевин Данн (Том Киллиан), Клифтон Джеймс (Альберт Фокс), Луис Джамбалво (Рэй Андруитти), Бэртон Хейман (детектив Мартин), Норман Паркер (детектив Голдберг), Дональд Моффат (мистер МакКой), Алан Кинг (Артур Раскин), Кирстен Данст (Кэмпбелл Шермана), Бет Бродерик (Кэролайн Хефтшэнк), Курт Фуллер (Поллард Браунинг), Рита Уилсон (специалистка по связям с общественностью), в эпизоде Терри Фаррелл (гость на вечеринке, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.08.2015
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Смел ли Том Вулф, согласившись в 1984-м на публикацию в журнале Rolling Stone серии записок в диккенсовском духе, изобличающих нравы современной Америки (всего увидело свет 27 глав), надеяться на столь бурный успех? Конечно, к тому моменту он уже являлся искушённым и признанным журналистом и набил руку на написании рассказов. Да и выход – в октябре 1987-го в издательстве Farrar Straus Giroux – дебютного романа отдельной книгой потребовал дополнительной скрупулёзной работы над текстом. Как бы то ни было, «Костёр тщеславий» (у нас устоялся перевод «Костры амбиций») быстро попал в число бестселлеров и снискал восторженные отзывы – вплоть до признания едва ли не стержневым произведением десятилетия… Позднее, комментируя коммерческую неудачу киноверсии1, автор сетовал на то, что кинематографисты напрасно изменили ряд важных деталей (в частности, смягчили мрачную, циничную атмосферу и сделали Шермана менее жалким и отталкивающим типом) и вообще – что следовало ограничиться небольшим бюджетом, а не раздувать смету до $47 млн. Присутствие высокооплачиваемых (с гонорарами $3-5 млн.) «звёзд» не поверку не слишком помогло им расширить сформировавшиеся амплуа, зрители же – оказались откровенно сбиты с толку не слишком понятными метаморфозами привычных имиджей. В итоге кассовые сборы в национальном прокате остановились на достаточно скромной величине $15,69 млн.
Брайан Де Пальма2, прямо скажем, не добился выдающейся игры ни от Брюса Уиллиса, старательно изображающего закладывающего за воротник интеллигента, ни от Тома Хэнкса, всё-таки не сумевшего передать масштаб личности МакКоя, распоряжающегося сотнями миллионов долларов и на этом основании считающего себя «властелином Вселенной». Ещё больше вопросов порождает превращение сексапильной (достаточно вспомнить его же «Подставное тело» /1984/!) Мелани Гриффит в самовлюблённую и взбалмошную дамочку, говорящую противным голосом и больше напоминающую элитную проститутку, а не жену магната, всего-навсего закрутившую интрижку на стороне. Но в целом-то, в целом наблюдения режиссёра, не случайно вспомнившего о ранних сатирических опытах, представляются небезынтересными. Достаётся всем: и воротилам с Уолл-стрит разных поколений, и творческому бомонду, и служителям Фемиды, больше думающим о сохранении власти и служебного положения, и даже борцам за гражданские права (церковникам по совместительству), только и ждущим подходящего повода, чтобы спровоцировать социальные волнения – естественно, небескорыстно. Деньги, деньги, деньги – вот вокруг чего вертится жизнь общества, не замечающего трагикомичности собственного существования. Вопиющая нищета соседствует с роскошеством, и стоит приличному гражданину заблудиться по пути в престижный Манхэттен и заехать в Бронкс, как уже сам рок (устами оперных певцов, участвующих в постановке моцартовского «Дона Жуана») вещает о неизбежности расплаты. И никого, как бы ни призывал принципиальный темнокожий судья верить в справедливость, ни в малейшей степени не волнуют такая мелочь, как наказание подлинного виновника. Так и хочется вслед за авторами воскликнуть: Джироламо Савонаролы, который бы возобновил практику всепоглощающих костров тщеславий, на вас нет! Но самое досадное заключается в том, что происшествие с Шерманом никого и ничему не научило – разве что позволило Фэллоу, изрядно принявшему на грудь, погреться в лучах славы, присутствуя на торжественной презентации своей книги не где-нибудь, а во Всемирном торговом центре.
.
__________
1 – Хотя за права на экранизацию затребовал внушительную сумму $750 тыс.
2 – Между прочим, приглашённый после ухода Майка Николса.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Судникова Ирина. Стране героев посвящается // Видео-Асс Премьер. – 1991, № 3. – С. 3-4.
Браки, разводы, адюльтеры // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 8. – С. 43-44.
Миллионы Тома // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 9. – С. 22.
Кокарев Андрей. Брюс Уиллис – крепкий орешек // Мы. – 1992, № 6. – С. 161-167.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий