Костёр тщеславий / The Bonfire of the Vanities (1990)

Судникова Ирина. Стране героев посвящается // Видео-Асс Премьер. – 1991, № 3. – С. 3-4.

Стране героев посвящается

Говорят, Брайан Де Пальма в фильме «Костер тщеславий» по роману Томаса Вульфа создал злую сатиру на современное американское общество. Якобы режиссер достиг высот Салтыкова-Щедрина, и разит направо и налево ядовитыми, меткими насмешками. Якобы он разоблачает и раскрывает всю продажность, гнилость и еще что-то там буржуазного общества. Якобы он никого не щадит.

Какая ошибка! Какое несправедливое отношение к режиссеру, больше всего на свете любящему свою Америку – страну большого тщеславия. И фильм этот – ящик с тройным дном или, чтоб было понятнее, набор «матрешек». В литературе есть жанр – рассказ в рассказе. Если можно, я назову «Костер тщеславий» фильмом в фильме да еще и в рассказе. История Шермана Маккоя находится внутри жизни писателя Питера Фэллоу, и все это вместе помещается в устный, грустный закадровый рассказ.

Многим «Костер…» не нравится категорически и сразу, многим – совсем наоборот. Равнодушных практически нет. Это странно, ведь фильм по идее, мысли и ее выражению совсем не советский, совсем не понятный, основанный на другой психологии.

Вкратце так: неудачник журналист Питер Фэллоу становится знаменитым писателем после создания книги о бывшем бизнесмене Шермане Маккое. Зрительный ряд таков – Фэллоу в белом пиджаке и с сытой мордой полупьяного Брюса Уиллиса идет на встречу с читателями. Он откровенно хамит, хватает руками то куски мяса с чужого подноса, то трепещущих девушек. При этом он вспоминает о Маккое (Том Хэнкс), попавшем в скверную (но, поверьте, не смертельную) историю, как о герое с большой буквы.

Что же такого сверхчеловеческого совершил Маккой? Мы это увидим. Шерман вез из аэропорта любовницу – препротивную бабу, кстати, (Мелани Гриффит) – не перестроился вовремя, свернул в квартал «цветных». Очень испугался, как может пугаться совсем не пуганный человек, зарабатывающий в день больше полутора миллионов долларов. Шерман вышел из машины «на разведку», а его стервозная Мария села за руль. Женщина за рулем – это класс! Она тут же сбила одного негра, который то ли хотел помочь Маккою, то ли решил его ограбить.

Парень попал в больницу, газеты раздули скандал. Маккоя привлекли к суду. Бедный Шерман побледнел и утратил весь лоск. Его бросила жена, ему изменила любовница, его «ушли» с работы. А в чем собственно героизм? В том, что Маккою удалось выиграть процесс и доказать, что за рулем был не он, а эта белокурая стерва. Ну что, у вас захватывает дух от этого подвига? А у американцев захватывает. Психология – дело тонкое.

Питер Фэллоу был тем самым журналистом, благодаря которому случился скандал в газетах и на ТВ. Собственно, именно Питер и угробил жизнь Маккоя. Но он же ее и спас, прислав в последний момент пленку с записью разговора Марии и Шермана.

Если убрать закадровый текст и финал, то все, что мы видим на экране, вполне может сойти за веселую нахальную насмешку. Но голос говорит такие вещи и так, что изображение воспринимается, как картинка в журнале мод: красиво, но не практично. Мы видим не лица, а морды: сытых бизнесменов и эстетствующих дураков-аристократов, продажных адвокатов и наглых «цветных», алкоголиков-журналистов и женщин-истеричек. Ужас! Неужели это Америка?!

Глупости. Не надо забывать, что всю историю мы видим глазами второсортного журналиста, человека, из всего пытающегося сделать сенсацию, не знающего чувства меры, а иногда и сути предмета. То, что он говорит за кадром – правда, а то что мы видим – иллюзия. Финал проясняет все. Теперь те, чьи рожи мы лицезрели в действии, аплодируют Питеру Феллоу. И самое главное, бывшие рожи стали лицами – светлыми, добрыми, открытыми, веселыми. Замечательно играют актеры, все без исключения. Они смеются и аплодируют. Вот и все. Это была шутка. Американцы ее поймут, я – нет.

Они живут в стране тщеславия, где любое сопротивление обстоятельствам – подвиг, я в стране героев, где без усилий не прожить и дня, а выделиться из общего ряда можно лишь приняв все обстоятельства, как есть.

Ирина СУДНИКОВА

3

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+