Коварство / Malizia (1973)

Коварство / Malizia (1973): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Хитрость» / «Лукавство» / «Козни» (варианты перевода названия), «Коварство» / «Злой умысел» / «Злоба» / «Malice» (международное англоязычное название), «Коварный» / «Коварная» / «Злобная» / «Злобный» / «Malicious» (США).

Италия.

Продолжительность 98 минут.

Режиссёр Сальваторе Сампери.

Авторы сценария Оттавио Джемма, Алессандро Паренцо, Сальваторе Сампери.

Композитор Фред Бонгусто.

Оператор Витторио Стораро.

Жанр: комедия, кинофантазия

Краткое содержание
Красавица Анджела Ла Барбера (Лаура Антонелли) поступает гувернанткой в дом состоятельного буржуа Игнаццио Ла Брокка (Тури Ферро), накануне овдовевшего и оставшегося с тремя детьми. Девушке удаётся достаточно легко завоевать любовь восьмилетнего Энцино (Массимилиано Филони) и симпатии восемнадцатилетнего Антонио (Джанлуиджи Чирицци). Однако средний сын, четырнадцатилетний Нино (Алессандро Момо), ведёт себя очень странно…

Также в ролях: Тина Омон (Лючана Пульизи), Лилла Бриньоне (бабушка), Пино Карузо (Дон Чирилло), Анджела Луче (вдова Иньес Коралло), Стефано Амато (Стефано Пульизи по прозвищу «Поросёнок»), Грациа Ди Рарца (Аделина).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.07.2014

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Коварство / Malizia (1973): кадр из фильма
Как не стыдно?

Не иначе, как проявилось коварство самой судьбы! Сальваторе Сампери, мечтавший в молодости о славе бунтаря-интеллектуала, ниспровергателя моральных устоев и яростного отрицателя буржуазных ценностей, вовсю эпатировал зрителей в ранних постановках «Спасибо, тётя» /1968/ и «Сердце мамы» /1969/. Вот только мода на кинематограф «контестации» прошла достаточно быстро, а из приверженцев течения лишь единицы смогли в дальнейшем отстоять звание самобытных художников. К счастью, Сальваторе миновала участь Тинто Брасса, который, начиная со спекулятивного «Салона Китти» /1975/, ударился в создание фривольных опусов на грани порнографии. Сампери хотя бы сделал хорошую мину при плохой игре, с одной стороны ловко нагрев руки на растущем интересе масс к эротике, а с другой – сохранив видимость критического (как минимум, скептического) отношения к окружающей действительности, насквозь-де лживой и двуличной.

Коварство / Malizia (1973): кадр из фильма
Готова сдаться…

Ярче всего отголоски «контестаторского» мышления кинематографиста раскрываются в прологе, когда проводы в последний путь безвременно почившей жены и матери освещаются авторами, прямо скажем, без должного почтения. Гости скучают, свежеиспечённый вдовец поглощён бесполезной суетой, а юный Энцино капризничает, недовольный тем, что не разрешают играть. Дальше – больше. Соблазнительная Анджела (‘ангел’ во плоти) невольно привносит в семейство беспокойство и внутренний разлад. Ла Брокка-старший, разумеется, не мог рано или поздно не польститься на прелести гувернантки, какой бы сильный суеверный страх ни внушала грозно взирающая с фотопортрета покойная супруга. Только поглощённому повседневными заботами отцу семейства, естественно, невдомёк, что на неё же положил глаз сын-подросток. И вот здесь начинается самое интересное.

Коварство / Malizia (1973): кадр из фильма
С сестрой друга

Сампери, Оттавио Джемма и Алессандро Паренцо, конечно, прибегают к двусмысленным намёкам в надежде, что у зрителя возникнут смутные ассоциации психоаналитического толка, например, с исследованиями Зигмунда Фрейда в области изменений в психике в период полового созревания. Нино, подзуживаемый приятелем-сверстником, ведёт себя вызывающе, то откровенно издеваясь над бедной девушкой, то в скрытой форме домогаясь её, то – изображая строгого хозяина, стремящегося самоутвердиться за счёт безропотной служанки. Причём делает это с таким видом, будто точно знает: синьорина Ла Барбера сама втайне желает быть униженной и выплеснуть сексуальные комплексы… Но по мере развития событий раскрываются истинные намерения авторов, знакомящих то ли с воспоминаниями о том, как сами теряли девственность, то ли с интимными фантазиями типичного отрока из обеспеченной семьи, а скорее всего – с тем и другим вперемежку. В конце концов Анджела, разумеется, сдаётся. Режиссёр, к счастью, не опускается до уровня тинэйджеровских комедий и мелодрам, но во многих отношениях – очень недалёк от пошлости. Бурный успех «Коварства» (в том числе во Франции, где сеансы посетило 1,9 млн. человек1) подвигнул Сальваторе развить тему в «Грехе, достойном прощения» /1974/, пригласив тех же соавторов, композитора и ведущих актёров: Алессандро Момо и прославленную им Лауру Антонелли. Нового триумфа не последовало, а запоздалое продолжение («Коварство 2000» /1991/) вызвало у итальянских кинокритиков чувство стыда за создателей.

.

__________
1 – А в национальном прокате лента заняла третье место в сезоне 1972-73-х (аудитория оценивается в 10-12 млн. человек) после… «Последнего танго в Париже» /1972/.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+