Койяанискаци / Koyaanisqatsi (1982)

Годфри Реджио, режиссёр (США) // Искусство кино. – 1983, № 12. – С. 19-20.

Годфри Реджио, режиссер (США)

В первый же вечер в Москве я пошел на Красную площадь и был потрясен ее величием, ее непохожестью на все виденное в других «вечных городах» мира какой-то торжественностью, приподнятостью. Та же приподнятость чувствовалась и в людях, собравшихся здесь, в этом величественном и легендарном месте. И когда мой приятель, продюсер Мэл Лоуренс, тоже ошеломленный, принялся размахивать руками, громко выражая свой восторг, – я его остановил. Я сердцем понял, что «общение» с Красной площадью предполагает сосредоточенность, тишину. Когда часы на Спасской башне начали бить полночь, мы увидели, что перед Мавзолеем собралась толпа: вместе со всеми мы дождались смены караула – церемония эта как нельзя более органично вписывалась своей монументальной торжественностью в облик окружающего. Эти впечатления в память мою, я уверен, врезались навсегда.

К сожалению, дома, в Америке, я не так уж много читал о Москве, о вашей стране. Как и любой гражданин США, я был объектом официальной пропаганды, широко распространенной на Западе. Эта пропаганда необъективна, намеренно тенденциозна. Вот пример. Если по ТВ показывают Красную площадь, то непременно заполненную танками, ракетами, войсками. Поэтому, я убежден, что получить правильное представление о стране можно только на основании личных впечатлений. И я счастлив, что мне довелось благодаря фестивалю самому увидеть, как вы живете, узнать советских людей.

Восхитил меня Ленинград – стройностью своей, соразмеренностью и ритмом, архитектурой и белыми ночами. Не хочу сравнивать его с Москвой – они совсем не похожи, это два совершенно разных города, но оба они прекрасны!

Привел меня в Москву, конечно же, и кинематограф. Думаю, что видевшие мой документальный фильм «Суматошная жизнь» не станут сомневаться в том, что к кино я отношусь всерьез. Именно поэтому я и решил привезти свою картину на московский кинофорум. К тому же СССР одна из самых могущественных держав мира, как и США. А ведь тема моего фильма – последствия научно-технической революции, жизнь человека в обществе, достигшем высочайшей степени научно-техниче-

19

ского прогресса. Поэтому только еще приступая к работе над картиной, я мечтал о том, чтобы прежде всего показать ее в США, СССР и Японии. Надо сказать, что в этих странах, индустриальных гигантах, не случайно первостепенное значение придается кинематографу, как одному из главных средств «масс медиа». И мне кажется чрезвычайно важным и плодотворным, что в Советском Союзе, в отличие, скажем, от США, кино рассматривается прежде всего с точки зрения его способности влиять на умы людей, на общественное сознание, формировать отношение человека к кардинальным вопросам бытия.

Сегодня, несомненно, такой проблемой номер один на земном шаре является опасность ядерного самоуничтожения человечества. И кино здесь может сделать многое – активно включиться в борьбу с силами войны. К сожалению, в Соединенных Штатах власть над производством картин сосредоточена главным образом в руках хозяев Голливуда. А они заинтересованы в том, чтобы увести зрителя от действительности, усыпить его сознание. Такие рекордсмены кассовых сборов, как «Звездные войны», «Империя наносит ответный удар», «Возвращение Джидай», – это ленты высочайшей техники, но абсолютно нулевого смысла. Зато они приносят громадные деньги.

Но не следует оценивать ситуацию в моей стране односторонне. Не будем забывать, что в США развернулась широчайшая антиядерная кампания – широчайшая! В ней сегодня принимают участие люди из самых различных слоев общества – и средний класс, и многие чрезвычайно влиятельные лица. Тем не менее движение это не находит отклика у президента и администрации, у правящих кругов, у тех, кто заправляет военно-промышленным комплексом.

Приходится констатировать, что наше правительство очень часто действует, исходя из неверных предпосылок и не считаясь с ясно выраженной волей нации. Вот почему необходимо вести борьбу, которая заставила бы администрацию направить свою политику в такое русло, которое отведет угрозу ядерной войны. И прежде всего администрация США должна приложить все силы, чтобы заключить соответствующие договоры с Советским Союзом.

Мое мнение таково: человечество переживает сейчас поворотный момент своей истории – либо мы приблизим благие перемены, либо придем к краху, к исчезновению цивилизации. Совершенно очевидно: надо прийти к соглашению и устремиться к общей цели – уничтожению всех вооружений.

В этой связи признаюсь, что испытал воодушевление, прочитав обращение вашего президента Юрия Андропова. Это обращение в большой мере предопределило ход фестиваля. Ведь центральным в приветствии был вопрос о сохранении мира. Кино должно быть средством позитивного воздействия на сердца и умы людей. А главная задача такого воздействия – борьба против ядерной катастрофы.

Позволю себе высказать точку зрения, излишне, быть может, радикальную. До тех пор пока существуют армии и вооружения, мы не вправе надеяться на истинно прочный мир на земле.

Я прекрасно понимаю, что идея моя нереальна, что она кажется утопичной, но, быть может, сегодня миру нужны и такие – сумасшедшие и нереалистические идеи. Не стоит забывать, что у нас, у человечества, может попросту не оказаться еще одного шанса. Если мы придем к следующей войне, она станет поистине последней, потому что больше некому будет воевать…

Сделаем же все, чтобы этого не случилось!

20

Pages: 1 2

Яндекс.Метрика Сайт в Google+