Красный рассвет / Red Dawn (1984)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Десять солдат» / «Ten Soldiers» (рабочее название).
США.
Продолжительность 114 минут.
Режиссёр Джон Милиус.
Автор сценария Кевин Рейнольдс, Джон Милиус по сюжету Кевина Рейнольдса.
Композитор Бэзил Поледурис.
Оператор Рик Уэйт.
Жанр: фильм действия, драма
Краткое содержание
Советские войска при поддержке латиноамериканских союзников, в первую очередь кубинских и никарагуанских частей, оккупируют Соединённые Штаты Америки. Ученики средней школы, живущие в провинциальном городке в штате Колорадо, становятся свидетелями вторжения — и решают не сдаваться на милость победителей, а уйти в горы и сражаться. Отряд, возглавляемый местным активистом Джедом Эккертом (Патрик Суэйзи), куда также вошли его брат Мэтт (Чарли Шин), Роберт (К. Томас Хауэлл), Дэнни (Брэд Сэвидж), Дэрил (Даррен Далтон) и Аардварк (Дуг Тоби), взял себе грозное наименование «Росомахи».
Также в ролях: Дженнифер Грей (Тони), Лиа Томпсон (Эрика), Бен Джонсон (мистер Мейсон), Гарри Дин Стэнтон (мистер Эккерт), Рон О’Нил (полковник Эрнесто Белла), Уильям Смит (Стрельников), Владек Шейбал (Браченко), Пауэрс Бут (подполковник Эндрю «Энди» Тэннер), Фрэнк МакРей (мистер Тисдейл), Рой Дженсон (мистер Моррис), Пепе Серна (отец Аардварка), Лейн Смит (майор Бейтс), Джадд Омен (капитан-никарагуанец),
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.07.2016
Авторская оценка 2/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Если б Советского Союза не существовало, его следовало бы выдумать. До этой нехитрой мысли додумалось объединённое руководство крупных голливудских компаний, Metro-Goldwyn-Mayer и United Artists, которые почти одновременно с научно-фантастическим фильмом «2010: год вступления в контакт» /1984/, отстаивавшим тезис о необходимости сотрудничества двух сверхдержав (правда, в космосе), выпустили на экраны пресловутый «Красный рассвет». Так сказать, охватили разнородные целевые аудитории – как сторонников международной разрядки и приверженцев мирного сосуществования непохожих систем, так и оголтелых «ястребов». И никаких угрызений совести, никаких переживаний по поводу поддержки взаимоисключающих общественных тенденций… Напрашивается язвительный комментарий: вот ты какая, гримаса «холодной войны»!
Если верить прессе, первоначальный вариант сценария, написанный Кевином Рейнольдсом (кстати, будущим режиссёром) и называвшийся «Десять солдат», являлся вариацией на тему «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. Но как только к реализации проекта подключился Джон Милиус, славящийся милитаристскими и ультраправыми взглядами, об этой стороне замысла основательно забыли. Остались разве что отголоски пронзительных подростковых драм Фрэнсиса Форда Копполы «Изгои» /1983/ (оттуда даже позаимствованы молодые актёры Патрик Суэйзи, К. Томас Хауэлл и Даррен Далтон) и «Бойцовская рыбка» /1983/, которые в новом, бредовом контексте звучат вызывающе неумно, если не издевательски.
Итак, начнём подсчёт глупостей. «Новаторский» драматургический ход – косвенное сопоставление руководства СССР с Чингисханом, о котором поучительно рассказывает преподаватель истории, прежде чем становится свидетелем того, как в мирном колорадском небе парят тысячи вражеских десантников. Солдаты, естественно, ни секунду не колеблются, открывая огонь по школьникам и вообще, когда не расстреливают мирное население, ссылают недовольных в спецпоселения за колючей проволокой (концлагеря?), где морят голодом и промывают мозги пропагандой, заставляя смотреть эйзенштейновского «Александра Невского». Вместе с тем жалкой кучке юнцов удаётся наладить сопротивление (безнаказанно убивать рядовых и офицеров, устраивать диверсии и т.п.) армии, одним махом сломившей хвалёную американскую оборону. Про неумелую имитацию образцов советского вооружения1, нелепое обмундирование и жуткий акцент захватчиков излишне и упоминать. Кубинец, начинающий испытывать к «Росомахам» симпатию, вспоминает, что когда-то сам был повстанцем, а теперь «стал… милиционэром». А как только в отряд попадает подполковник ВВС Тэннер, якобы не справившийся с превосходящими (пятеро на одного) силами противника, всплывают совсем странные вещи: оказывается, атомное оружие не применяется потому, что по США были нанесены селективные ядерные удары… После этой реплики начинаешь сомневаться в умственной полноценности кинематографистов. Тем не менее, особенно если учесть, что с сугубо зрелищной стороны фильм (за исключением разве что эпизода противостояния вертолётов) особого интереса не вызывает, за Милиусом следует признать определённую прозорливость. По иронии судьбы, «Красный рассвет», хотя и принёс прибыль (при бюджете в $4,2 млн. кассовые сборы составили $38,9 млн., прокатная плата – $17,9 млн.), уступил в сезоне 1984-го бездумным тинэйджеровским комедиям «Месть полудурков» и «Мальчишник». Зато – имел честь положить начало очередной массированной идеологической атаке Голливуда на Советский Союз.
.
__________
1 – Вопреки рекламной уловке – упоминанию в журнале Soldier of Fortune о якобы интересе со стороны агентов ЦРУ к студии, непонятно откуда доставшей «настоящий Т-72» (на самом деле – перекрашенный M-48 Patton III).
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Ерохин Алексей. Им и не снилось // Советский экран. – 1990, № 16. – С. 7.
Норман Мейлер: «Я очень надеюсь» // Ровесник. – 1987, № 12. – С. 10-12.
Чарли Шин. Выход из штопора // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 113-114.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий