Красный рассвет / Red Dawn (1984)

Ерохин Алексей. Им и не снилось // Советский экран. – 1990, № 16. – С. 7.

Алексей ЕРОХИН

ИМ И НЕ СНИЛОСЬ

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЙ ФИЛЬМ

Интересно попробовать на вкус прошлогодний снег.

Шесть лет назад войска СССР высадились на территории штата Колорадо и развязали третью мировую войну. Естественно, империя зла потерпела поражение. «Красный рассвет» – так назывался этот фильм – обернулся закатом.

Советская пресса колоссально обиделась: «Экран ненависти», «Сеятели ненависти», «Провокация на экране», «Кинопасквиль на экспорт» – вот только заголовки. Эта «грязная кинолента», «злобная антисоветская киноподелка», «разнузданная кинофальшивка», в которой «с поистине иезуитской изобретательностью» излагалась «бредовая фабула с мощным человеконенавистническим зарядом». Газета «Правда-правда» с трудом подбирала соответствующее подобное определение: термин «очередная антисоветская стряпня» показался слабым и был уточнен – «чудовищная даже по американским меркам». В общем, «сеятели ненависти, поставщики духовной отравы делают все, чтобы приблизить в этой стране (не в СССР, а в США, – А. Е.) вальпургиеву ночь злобной антисоветской истерии».

Не правда ли, стилистически это очень напоминает гневное письмо душки Серого Волка пасквилянту Шарлю Перро?

На войне как на войне.

Нынче из вальпургиевских сумерек, осеняющих часть суши аккурат на противоположном полушарии. «Красный рассвет» смотрится ностальгически. Кино-то очень советское, хоть и поставлено на студии «Метро Голдвин Майер» (…им. Л. М. Кагановича). Если я что-то напутал в именовании студии, то лишь потому, что американские персонажи «Красного рассвета» словно бы шагнули на экран, «наплевав на бронзы многопудье», из вестибюля станции «Площадь Революции». Ведь «Красный рассвет» – откровенный, хоть и невольный, римейк «Смелых людей» и «Молодой гвардии». Те же неуловимые партизаны, та же патетика в сценах гибели юных героев, те же марши оккупантов под их партийный гимн – только не под «Хорст Вессель», а под «Интернационал». Есть, правда, некоторые недотяжки: так же, как и в каком-нибудь советском патриотическом боевике. тяжело раненная юная партизанка просит товарищей оставить ее одну с гранатой, но неразвитое капиталистическое сознание не подсказало ей, что прежде нужно врагов как можно ближе подпустить. а потом уже кольцо дергать.

Мнимый антисоветизм фильма так наивен, так плакатно заявлен и так, по сути, бессодержателен, что я. признаюсь, долго искал в титрах надписи: «По заказу Министерства обороны СССР». Интересно, во сколько миллионов обошелся советской казне «Красный рассвет»?

А то, что третья мировая война не состоялась, нанесло изрядный ущерб советской культуре: читали бы сейчас роман «Дерево в центре Чикаго», смотрели бы фильм «Опаленные Колорадо».

В том, что она не состоялась, есть заслуга и «Красного рассвета»: ведь, по законам капиталистического реализма, сказка именно что не должна становиться былью. Страшная сказка – способ заговорить беду: чтоб наяву не сбылась. Да, сказка явно дурацкая (тогдашний комментарий Эй-би-си: «фильм настолько плох, что порой просто смешон») вроде старой русской истории, в которой Медведь Липовая Нога – скырлы-скырлы-скырлы – бродит ночью под окошком.

А утром выглянешь – никого, светает…

Но в чем-то «Красный рассеет» и сбылся, поскольку порох в пороховницах – он же наружу просится. Красные рассветы занимались в Тбилиси и в Баку, и это еще не вечер, поскольку широка страна моя родная. Какому гнусному пасквилянту мог бы присниться такой человеконенавистнический сюжет?

Все еще кружащие в воздухе хлопья прошлогоднего снега могут обернуться парашютами десанта.

Так что, проснувшись на рассвете, обращайте внимание на его цвет.

7

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+