Красный скорпион / Red Scorpion (1989)

Красный скорпион / Red Scorpion (1989): постерПолнометражный фильм.

ЮАР, США, Намибия.

Продолжительность 105 минут.

Режиссёр Джозеф Зито.

Автор сценария Арне Олсен по сюжету Джека Абрамоффа, Роберта Абрамоффа, Арне Олсена.

Композитор Джэй Чэттэуэй.

Оператор Жоао Фернандес.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, военный фильм

Краткое содержание
Николай Петрович Раченко (Дольф Лундгрен), боец советского спецназа, направляется командованием в африканскую страну Момбака с заданием ликвидировать Сундату (Рубен Нтоди) — лидера местных повстанцев, ведущих вооружённую борьбу с войсками Кубы и Чехословакии, которым оказывают содействие военные советники из СССР. Николаю удаётся войти в доверие к Каллунде Кинташу (Аль Уайт), приближённому Сундаты, и американскому журналисту Дьюи Фергюсону (М. Эммет Уолш), однако операция идёт не совсем по плану.

Также в ролях: Т.П. МакКенна (генерал Вортек), Кармен Аргенциано (Зайас), Алекс Колон (Мендес), Брайон Джеймс (Краснов).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.07.2013

Авторская оценка 2/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Красный скорпион / Red Scorpion (1989): кадр из фильма
Простой советский спецназовец

Вряд ли будет далеко отстоять от истины предположение, что для Джека Абрамоффа, взявшего на себя (вместе с братом Робертом) функции соавтора сюжета и продюсера, создание «Красного скорпиона» ничем не отличалось от прочих коммерческо-политических начинаний. Задолго до того, как этот бизнесмен и лоббист стал фигурантом громкого коррупционного скандала, получив срок за уклонение от уплаты налогов, обман клиентов и финансовые махинации, его инициативы отдавали откровенным реакционным душком. Вот и весьма дорогостоящий кинематографический проект должен был помочь обелить роль ЮАР (понятно, чьё посильное участие помогло обеспечить производственный бюджет, разросшийся в ходе съёмок с $9 млн. до $16 млн.!) в гражданской войне в Анголе1. Однако руководство Warner Bros., вопреки предварительным договорённостям, отказалось организовывать прокат фильма, не пожелав иметь ничего общего с режимом, подвергавшимся тогда бойкоту за сохранение политики апартеида, а небольшая кинокомпания Shapiro-Glickenhaus Entertainment добилась, что характерно, весьма скромных2 результатов. Да и в целом картина если и заслуживает внимания, то лишь как показательный идеологический продукт – образчик оголтелой антисоветской пропаганды времён излёта «холодной войны».

Красный скорпион / Red Scorpion (1989): кадр из фильма
С чувством (не)выполненного долга

Главным и, пожалуй, единственным козырем кинематографистов являлось приглашение Дольфа Лундгрена, который во второй раз (после партии «боксёра в штатском» Ивана Драго, соперника Рокки Бальбоа) выступил олицетворением мощи «империи зла». Джозеф Зито, зарекомендовавший себя верным поборником ура-патриотических и ультраправых идеалов благодаря парочке боевиков с Чаком Норрисом, не требовал от него особых актёрских навыков – лишь умения оставаться убедительным в эпизодах боёв и драк, изображая «настоящего спецназовца». Правда, авторы как-то упускают из виду, что воспевать дезертира и предателя – затея сама по себе сомнительная… И уже откровенной подлостью и пошлостью отдают методы примитивной демонизации «коммунистических оккупантов». Оказывается, советский генерал готов отдать на казнь диверсанта высочайшего уровня, провалившего задание, а кубинские союзники с радостью принимаются его пытать, надеясь выведать секреты сверхдержавы. Сцена же с распылением с вертолёта токсичных веществ над селением мирных жителей (хорошо ещё, что обошлось без сброса ядерной бомбы!) явно была навеяна практикой применения американской армией во Вьетнаме смеси «Агент Оранж». Полевому командиру Сундате очень «тонко» приданы черты интеллигента-идеалиста – кого-то среднего между Махатмой Ганди и Мартином Лютером Кингом, неподкупную же западную прессу представляет журналист Фергюсон, больше походящий на авантюриста и трусливого проходимца. Словом, примитивность идеологических клише вполне соответствует неприкрыто халтурной работе художников и декораторов, наряжающих исполнителей в непонятную военную форму со странными знаками различия и упорно пытающихся выдать Sikorsky S-62 за Ми-24. Зато теперь мы точно знаем, кто и с какой целью эксплуатирует бедные африканские народы. Спасибо, что просветили!

.

__________
1 – Уж не знаю, что авторам помешало прямо назвать многострадальную страну.
2 – Кассовые сборы в североамериканском прокате составили $4,19 млн., в ФРГ сеансы посетило 145 тысяч зрителей, во Франции – 105 тысяч и т.д.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Телингатер Елена Дольф Лундгрен: сыграет ли он Марка Антония? // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 13. – С. 21-24.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+