Крепкий орешек / Die Hard (1988)

Крепкий орешек / Die Hard (1988): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Умри тяжело, но достойно» / «Неистребимый» / «Упёртый» / «Умирай тяжело» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 131 минута.

Режиссёр Джон МакТирнен.

Автор сценария Джеб Стюарт и Стивен Э. Де Суза по роману Родерика Торпа.

Композитор Майкл Кэймен.

Оператор Ян де Бонт.

Жанр: фильм действия, триллер

Краткое содержание
Детектив нью-йоркской полиции Джон МакЛейн (Брюс Уиллис) прилетает в Лос-Анджелес, чтобы встретить Рождество вместе с женой Холли (Бонни Беделиа), у которой проходит корпоративный вечер на работе — в многоэтажном здании Nakatomi Plaza. Внезапно небоскрёб захватывают террористы во главе с Гансом Грубером (Алан Рикман), которые обещают, что если будут исполнены их требования, то обойдётся без жертв.

Также в ролях: Реджинальд ВелДжонсон (сержант Аль Пауэлл, в титрах как Reginald Veljohnson), Пол Глизон (заместитель начальника полиции Дуэйн Т. Робинсон), Уильям Атертон (Ричард Торнберг), Харт Бохнер (Гарри Эллис), Джеймс Шигета (Джозеф Ёсинобу Такаги), Александр Годунов (Карл), Бруно Дойон (Франко), Роберт Дейви (специальный агент ФБР Большой Джонсон), Гранд Л. Буш (агент ФБР Маленький Джонсон), в эпизоде Ребекка Бруссар (заложница).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.05.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

«Всё хорошо, – успокаивает Джон соседа по авиалайнеру, заядлого путешественника, заметившего в его сумке оружие. – Я полицейский. Поверьте мне. Я занимаюсь этим уже 11 лет». А тем временем…

Крепкий орешек / Die Hard (1988): кадр из фильма
Где тут террористы?

Любопытно, что на рекламном плакате, выпущенном к премьере фильма, отсутствовало лицо Брюса Уиллиса – был изображён лишь небоскрёб. Чиновники 20th Century Fox опасались, что поклонников у актёра окажется значительно меньше, чем зрителей, способных заинтересоваться зрелищной стороной кинопроизведения. Это тем более странно, что «звезде» популярного ситкома «Детективное агентство «Лунный свет» /1985-89/1 удалось выторговать внушительный по тем временам гонорар в $5 млн. у продюсеров, отчаявшихся найти исполнителя после отказа Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталлоне, Бёрта Рейнольдса, Ричарда Гира, Харрисона Форда, Мела Гибсона и даже других кумиров малого экрана. Огромный успех картины, при бюджете в $28 млн. собравшей $81,35 млн. в национальном прокате, $137,4 млн. в мире, и – в ещё большей степени – последовавших продолжений теперь-то заставляет отнестись к подобному решению с иронией. И уж совсем с трудом верится, что бестселлер «Ничто не длится вечно» /1979/ Родерика Торпа, блестяще адаптированный Джебом Стюартом и Стивеном Э. Де Сузой, являлся продолжением книги под названием «Детектив» /1966/, экранизированной двумя десятилетиями ранее Гордоном Дугласом с Фрэнком Синатрой в главной роли. Причём студия, соблюдая условия заключённого контракта, присылала семидесятитрёхлетнему (!) актёру и певцу формальное предложение исполнить в «сиквеле» ведущую партию…

Крепкий орешек / Die Hard (1988): кадр из фильма
Задачка…

Мало сказать, что омоложение персонажа-полицейского, получившего другую фамилию и навещающего на злополучной рождественской вечеринке жену (а не дочь), пошло ленте на пользу: без этого как-то сложно представить себе то запоминающееся современное звучание, которое получило действие. Джон МакТирнен, накануне основательно порезвившийся в джунглях Центральной Америки, не просто переместился в «каменные джунгли», но пошёл на радикальное самоограничение, почти довольствовавшись пространством внутри многоэтажного здания в центре Лос-Анджелеса. Мотив «дома-ловушки», остающегося неприступным, точно средневековый замок, контролируемого автоматизированной системой безопасности, обыгран мастерски, с большой выдумкой, и величественный небоскрёб не только служит полем локального противостояния, но и подвергается штурму с использованием бронемашины и вертолётов. Причём ударные («эпические») эпизоды не выпадают из общего повествования, не кажутся чужеродными для «камерного» сюжета! К тому же, МакТирнен блестяще чувствует ритм, переходя от перестрелок к сценам томительного ожидания, когда драматизм переживаний за судьбу героя-одиночки, вступившего в неравную схватку и опасающегося, как бы Грубер не вычислил его супругу. Вместе с тем запомнившаяся по телесериалу ироничная манера существования Уиллиса на экране местами неизбежно даёт о себе знать, и смачные фразы МакЛейна (вроде «Йо-хо-хо, ублюдок!») моментально разошлись на цитаты. И всё же в «Крепком орешке» гораздо обстоятельнее2, чем в «Хищнике», затронуты остроактуальные проблемы… политического и идеологического свойства.

Крепкий орешек / Die Hard (1988): кадр из фильма
Воплощение зла

Фигуры экстремистов разного толка давно стали расхожими в американских боевиках, приобрели неприкрыто спекулятивный характер. Алан Рикман, «открытый» продюсером Джоэлом Силвером и режиссёром в театре (в роли виконта де Вальмона в инсценировке «Опасных связей»), воплощает выразительный образ злого гения, декларирующего благородные намерения, однако на поверку не обременённого ни идеалами, ни высокими устремлениями – вообще ничем, кроме тяги к обогащению любой ценой. Преступность не имеет национальности? Но подобно тому, как японцы, потерпевшие неудачу после разгрома Пёрл-Харбора3, ныне совершенствуют методы экономической и культурной экспансии, даже союзный Старый Свет способен подбросить неприятные сюрпризы. Забавно, что в версии, вышедшей в кинопрокат в ФРГ, налётчикам были присвоены (не в последнюю очередь – из-за малограмотных реплик, звучащих по-немецки) новые, «английские» имена, а их принадлежность указана ещё шире: Европа. Однако, по большому счёту, должно быть совершенно неважно, на каком языке говорят недруги. МакТирнен предложил модель отношения к террористам, не утратившую своей актуальности по сей день: «This language they understand», если чуть изменить фразу, доходчиво, невзирая на жуткий акцент, произнесённую солдатом Иваном в балабановской «Войне» /2002/.

.

__________
1 – К слову, он не прервал работу над телесериалом, каждый день приезжая на съёмочную площадку кинофильма под вечер.
2 – Хотя в полную силу они зазвучат лишь в неоднозначной «Охоте за «Красным октябрём» /1990/.
3 – Японского актёра Джеймса Шигету пригласили не без умысла – с намёком на ранние работы в военных фильмах. 

Прим.: рецензия впервые размещена на сайте World Art (публикуется с существенными дополнениями)


Продолжения:
Крепкий орешек 2 / Die Hard 2 (1990)
Крепкий орешек 3: возмездие / Die Hard: With a Vengeance  (1995)
Крепкий орешек 4.0 / Live Free or Die Hard (2007)
Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть / A Good Day to Die  Hard (2013)


Материалы о фильме:
Эшпай Валентин А. Американские режиссёры поколения «бэйби-бум» // Видео-АСС Премьер. – 1996, № 33. – С. 156-157.
Шампунь от СиБиЭс // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 6. – 15-16.
Максимов А. Одинокий охотник на границе жанров // Искусство кино. – 1990, № 6. – С. 28-31.
Алова Л., Эшпай  Э. Анти-Рэмбо приходит и побеждает // Видео Дайджест. – 1991, № 7. – С. 66.
Цыркун Н. Что смотрят в мире на видео // Видео Дайджест. – 1990, № 3. – С. 24-32.
Кокарев Андрей. Брюс Уиллис – крепкий орешек // Мы. – 1992, № 6. – С. 161-167.
Лоевский Александр. Фильмы под псевданимами // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 15. – С. 52-53, 55.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+