Крестоносцы / Krzyzacy (1960)

Крестоносцы / Krzyzacy (1960): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Рыцари тевтонского ордена» / «Knights of the Teutonic Order» (международное англоязычное название), «Крестоносцы» / «Рыцари чёрного креста» / «Knights of the Black Cross» (международное англоязычное название), «Чёрный крест» / «Black Cross» (США), «Меченосцы» (вариант перевода названия).

Польша.
Продолжительность 166 минут.

Режиссёр Александр Форд.
Авторы сценария Александр Форд, Ежи Стефан Ставинский по роману Генрика Сенкевича, авторы диалогов Александр Форд и Леон Кручковский.

Композитор Казимеж Сероцкий.
Оператор Мечислав Ягода.

Жанр: приключенческий фильм, драма, исторический фильм, мелодрама, военный фильм

Краткое содержание
Рыцари тевтонского ордена нападают на людей Юранда из Спыхова (Анджей Салавский), чиня разбой и насилие. Збышко (Мечислав Каленик), племянник знатного воина Мацько из Богданца (Александр Фогель), избравший дамой сердца шляхтянку Данусю (Гражина Станишевска), приносит торжественную клятву отомстить крестоносцам. Война с орденом неотвратимо приближается.

Также в ролях: Урсула Морджиньска (Ягенка из Згожелиц), Генрик Боровский (Зигфрид де Лёве), Эмиль Каревич (король Владислав II Ягелло), Тадеуш Косударский (монах Ротгер), Люцина Винницка (княжна Анна Данута), Тадуеш Бялошинский (Януш Мазовецкий), Мечислав Войт (Куно фон Лихтенштейн), Януш Страхоцкий (великий магистр Конрад фон Юнгинген), Станислав Ясюкевич (Ульрих фон Юнгинген), Леон Немчик (Фулько де Лорш).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.01.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Крестоносцы / Krzyzacy (1960): кадр из фильма
Суров!

Несложно понять, почему именно одноимённый (иногда его название переводят на русский язык как «Меченосцы») роман Генрика Сенкевича удостоился чести стать первым литературным произведением, изданным в освобождённой Польше – вскоре после Победы, в августе 1945-го. Поставленная себе прославленным писателем сверхзадача (не просто воспеть героические страницы истории Родины, но выступить против насаждавшейся прусскими властями германизации) спустя без малого полвека1 приобрела непредусмотренный, жгуче актуальный смысл. Вполне закономерно, что экранизация, получившая всестороннюю поддержку на высоком государственном уровне, снимавшаяся с размахом (затраты оцениваются в огромную сумму – PLN 33 млн., и не забудем про впечатляющую массовку в пятнадцать тысяч душ!), являлась без преувеличения главным кинопроектом страны, который не мог не получить живейшего отклика. Триумф не заставил себя ждать. Премьера состоялась 15-го июля – по истечении ровно пятисот пятидесяти лет со дня Грюнвальдской битвы. Причём тот факт, что помимо рекордных показателей в самой ПНР (за первые месяцы проката было продано 2 млн. билетов, за четыре года – 14 млн., а по состоянию на 1987-й посещаемость составила 32,3 млн. человек) лента вызвала огромный интерес за рубежом2 и участвовала в конкурсе Венецианского МКФ, косвенно свидетельствует о, скажем так, универсальности пафоса. Разумеется, наряду с нерядовыми зрелищными достоинствами фильма!

Крестоносцы / Krzyzacy (1960): кадр из фильма
Истинна ли вера?

Александр Форд, на тот момент – задолго до исключения из партии и эмиграции – являвшийся убеждённым коммунистом (более того, крупным функционером от «важнейшего из искусств»), и кинодраматург Ежи Стефан Ставинский, получивший признание благодаря военным драмам и трагикомедиям, всячески подчёркивали актуальность экранных перипетий. Обращаемое к великому магистру приветствие («Хайль!») намеренно не переведено с немецкого, а настойчиво повторяемый членами ордена боевой клич «С нами Бог!» заставляет вспомнить, что тот же самый девиз широко использовался гитлеровской армией, будучи, в частности, начертан на пряжках ремней солдат Вермахта. К счастью, авторы не скатываются к плакатности, даже когда в финале государь, лицезря печальное зрелище – усеянное телами павших воинов поле, особо заостряет внимание на бездыханном Ульрихе фон Юнгингене. Но том, кто ещё утром мнил себя превыше всех властителей мира. История повторяется вновь и вновь.

Крестоносцы / Krzyzacy (1960): кадр из фильма
Отмщение неизбежно…

Упомянутый аспект фильма был не просто естественен – неизбежен. Однако сведение такого многопланового произведения, как «Крестоносцы» исключительно к злободневному подтексту обернулось бы неуважением к их создателям. Стремление заинтересовать огромную аудиторию, не уступив коллегам из Соединённых Штатов (да и из Советского Союза, располагавшего несоизмеримо большими ресурсами), являлось, если угодно, не менее важной идеологической задачей. Авторы постарались выдержать оптимальный, насколько позволял формат полнометражной (пусть и с внушительным хронометражем) киноленты, баланс между личным и всеобщим, когда мелодраматические коллизии, приобретающие пронзительно грустный оттенок, тесно переплетены с эпическим началом. Збышко из Богданца помимо прочего придётся познать и вероломство высокой политики, где выдающиеся личности (допустим, Конрад фон Юнгинген, носивший титул великого магистра до Ульриха) подчас просто не в состоянии ничего изменить, какими бы властными полномочиями формально ни были наделены. Но именно неудачи на дипломатическом поприще нередко и выливаются в крупные сражения… Наконец, следует обязательно отметить, что постановка Форда послужила польским режиссёрам стимулом активнее обращаться к национальной литературной классике, в том числе – к другим славным трудам Сенкевича.

.

__________
1 – Как известно, «Крестоносцы» были впервые опубликованы на страницах журнала Tygodnik Ilustrowany в 1897-1900-х.
2 – В частности, в СССР аудитория составила 29,6 млн. зрителей, в ЧССР – 2,65 млн., во Франции – чуть более 1 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter