Кристина / Christine (1983)

Степанченко Николай. В сетях мафии, или Благие намерения // Видео-Асс. – 1990, № 2. – С. 12-14.

В сетях мафии, или благие намерения

Вы купили видео – вы счастливы! А если вы еще и приобрели «Видеодайджест» (1), выпущенный ВНИИ киноискусства Госкино СССР, то, считайте, вам повезло вдвойне. Вместе с авторами «Дайджеста» мы переполняемся благодарностью к Всесоюзному производственному творческому объединению «Видеофильм», которое ведет священную борьбу за интересы рядовых видеолюбителей, предлагая список из 30 одних только американских фильмов. Это не считая мультфильмов и нескольких десятков шедевров мирового кино прошлых лет.

Итак, как говорится, бери и смотри.

Если мы – москвичи, то не задумываясь идем в видеосалон на Арбате. На стенах машинописные листки с информацией о новых поступлениях. Но что это? Фильмы совсем не те, о которых мы наслышаны. Какой неприятный сюрприз. За такие шутки на диком Западе по закону жанра, простите, бьют по лицу. Мы – шире открываем глаза и протираем очки: где «Близкие контакты третьего вида» С. Спилберга, где «Кристина» Дж. Карпентера, где «Глаза Лауры Марс» и так далее по «Дайджесту»? С трудом находим 6 из 30 названных в списках фильмов. Это комедии «Подержанные машины», «Напрасные поиски Сьюзен», «Филин и кошечка», музыкальный фильм «Полный вперед», вестерн «Прикуси пулю», драма «Взвод»…

Напрасно я раскрывал «Дайджест» перед миловидной работницей видеосалона Т. Шириной.

– Таких фильмов нет, – призналась она.

– Тогда берем то, что есть. «Прикуси пулю», например.

– К сожалению, и этих сейчас дать не можем. Спрос очень большой. Они на руках. Приходите в следующий раз, может вам повезет, а лучше, советую, съездите в открывшийся недавно видеосалон на Яузе. Многие москвичи о нем еще не знают.

Но и на Яузе о 30 американских фильмах слыхом не слыхивали. В репертуаре только пять, как на Арбате. Короче говоря, на проверку выходило, что москвичей-видеолюбителей просто надули. Чего в таком случае ждать провинциалам?

Решил позвонить в бюро проката ВПТО по телефону 297-20-20. Незнакомый собеседник, не пожелавший представиться, меня отчитал. Дескать, ну что вы, ребята, с луны, что ли, свалились? Не знаете элементарных вещей. Как будто у «Видеофильма» больше проблем нет, как с любителями

12

нянчиться. Американские фильмы есть, но не про их честь, а для солидных организаций и учреждений, с которыми заключен договор. Знаете, какие мощности надо иметь, чтобы удовлетворить запросы частного проката? Не знаете? То-то.

Гораздо любезнее была заведующая секцией реализации и репертуарного контроля Алла Степановна Андерс.

– Это все не так. Товарищ, что с вами разговаривал, не в курсе дел. Я вас уверяю, на Арбате все эти американские фильмы есть. «Побег», «Охотники за привидениями», «Большой переполох», «Галоши», «Любовь Мерфи», «Эпоха радио», «Сильверадо». Возможно, там ошиблись при переводе с английского языка в названиях. Но все они там.

Значит снова на Арбат? Но я только что оттуда!

В поисках истины добрался, наконец, до Елены Владимировны Моховой. Беседа с этой милой и обаятельной (штаты «Видеофильм» подбирать умеет) женщиной, возглавляющей отдел социологических исследований и маркетинга, мало что прояснила. С первых же минут Елена Владимировна с чарующей легкостью открестилась от «Дайджеста», давая понять, что никакого отношения ко всему, что там написано, «Видеофильм» не имеет.

И вообще, стоит ли говорить о мелочах, когда есть дела поважнее? Она показала проект Закона о видео, принятию которого, как мне здесь объяснили, всячески мешает «мафия», захватившая в свои руки многие государственные и общественные видеопрокатные организации. В стране насчитывается уже 150 тысяч пиратских видеотек. Их доход составляет от 3 до 10 миллиардов рублей. Оснащенные новейшей импортной аппаратурой силы мафии растут не по дням, а по часам. Безнаказанно переписываются и распространяются кассеты с фильмами, на которые не приобретена лицензия. Для этих целей мафия направляет в приграничные зоны своих людей, где телевизоры ловят зарубежные программы. Особенно сильна тюменская мафия.

На вопрос – почему именно тюменская, а, не, скажем, новосибирская, Елена Владимировна лишь улыбнулась. Ну откуда новосибирцам взять деньги? А Тюмень богата. Там нефть. Высокие заработки. Мафия создала здесь такой сервис, что нефтяники обмениваются не только фильмами, но и видеописьмами. Открыть видеотеку или салон вообще труда не составляет. Право можно легко получить в местных органах власти. Естественно, за деньги. В Ростове, например, вся эта процедура стоит от 20 до 80 рублей.

Остановить это псевдокультурное нашествие, продолжала обаятельная представительница «Видеофильма», может только закон, согласно которому без соответствующей лицензии и денежных отчислений нельзя показывать фильмы, иначе они конфискуются и уничтожаются, да еще штраф придется платить.

А пока цветет мафия, ВПТО не считает себя обязанным снабжать фильмами всю страну. Зачем тратить 3 миллиона долларов за «Унесенных ветром», если пираты повсеместно гоняют эту ленту, не заплатив ни копейки? Зарубежные фильмы закупаются на конвертируемую валюту, а прокат их приносит неконвертируемые рубли. Овчинка выделки не стоит. Ведь после 70 просмотров кассету, как правило, нельзя использовать – теряется качество. Просмотр стоит в среднем 2 рубля. Значит всего набегает 140 рублей. А это не окупает ее стоимость. По этой причине продана и видеопроекционная аппаратура. Так что те 1000 видеозалов, которые раньше принадле-

_______
1 Редакция не берется подтверждать достоверность этих цифр.

13

жали «Видеофильму», на самом деле ему не подведомственны.

Только после этих признаний Елена Владимировна подошла к тому, что меня больше всего интересовало: чем же все-таки занимается ВПТО? Основное внимание, оказалось, уделяется здесь созданию и продаже собственных видеопрограмм. Их закупили 16 стран. В прошлом году объем видеопрограмм увеличился еще на 70 часов. На Арбате их количество доведено уже до 400. В их числе художественные фильмы «Спаси и сохрани», «Пять углов», «Биндюжник и король», документальные – «Аллах Акбар», «Портрет», мультипликационная серия «Лифт» и другие.

Что касается иностранных художественных фильмов, то тут полная неясность. Подписан, дескать, протокол о намерениях более чем на 100 лент. Хотя список их есть, но никто точно подсказать не берется, какие именно картины будут закуплены. Поэтому и говорить об этом преждевременно.

На прощание Елена Владимировна еще раз напомнила о необходимости скорейшего введения «видеозакона». Посетовала, что пресса больше ругает, чем помогает.

Что ж, «Видеофильму» можно посочувствовать. У этой организации благие намерения. Но вот сможет ли она их реализовать? Тут, к сожалению, уверенности нет. Если ВПТО не в силах насытить видеорынок сейчас, то где гарантия, что оно может это сделать завтра? Или послезавтра? Или к 2000 году? Не найдутся ли опять «объективные» причины, оправдывающие скудость государственного проката?

Николай СТЕПАНЧЕНКО, корр. ТАСС, специально для «Видео-Асс».

ПОЛЕТ ОБРЕЧЕННЫХ

Режиссер Давид Дэрлоу снял фильм «Полет 007» (Flaight-007) Речь на сей раз не об очередной серии похождений Джеймса Бонда – «агента 007». В основу фильма положен инцидент, когда несколько лет назад над территорией СССР самолетами противовоздушной обороны был сбит южнокорейский пассажирский авиалайнер, проникший в воздушное пространство Советского Союза. Бюджет фильма, снимавшегося при участии Голливуда, составил 2 миллиона долларов.

14

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+