Кровавый спорт / Bloodsport (1988)

Кокарев Андрей. Жан-Клод Ван Дамм: рвущийся наверх // Мы. – 1992, № 1. – С. 158-160.

Кумиры и звёзды

Жан-Клод Ван Дамм: рвущийся наверх

Год из года над обширным королевством кинобизнеса, который зовется Голливудом, восходят новые и новые «звезды». Они разгораются все ярче, затмевая свет старых кумиров экрана, и миллионные толпы поклонников падают ниц, преклоняясь перед их талантом, красотой, физической мощью. Именно к числу последних – тех, кто берет своей физической статью – принадлежит и наш герой, о котором мы решили рассказать вам.

Кокарев Андрей Жан-Клод Ван Дамм рвущийся наверх Мы 1992 1 С 162Иностранцы с большим трудом приживаются в американском кино. Этому есть ряд причин: и непростое оформление визы «с правом найма на работу», и акцент, благодаря которому сразу же отсеиваются многие выходцы из Азии и СССР, и невероятная конкуренция: ведь Голливуд – Мекка мирового кино и желающих начать там карьеру не счесть. Пожалуй, больше всего везло здесь тем иностранцам, кто, поигрывая огромными бицепсами, претендовал на исполнение экзотических и отрицательно-враждебных ролей. Так, австриец Арнольд Шварценеггер начал с образа дикого викинга-варвара в киносериале о Конане, швед Дольф Лундгрен удачно «вписался» в образ кагэбэшника, ко которого советское правительство выставляет для боксерского поединка века СССР–США в картине «Роки-4» супротиву Сильвестра Сталлоне. С типично отрицательных ролей «плохих» русских начал свой путь в Голливуде в бельгиец Жан-Клод Ван Дамм. В 1986 году он снялся в фильме «Не отступать не сдаваться» (в другом переводе – «Без страха и упрека»), где в финале в каратистском поединке противостоял молодому американскому парню, который все силы положил на овладение приемами единства и стал великим бойцом. А немного спустя Жан-Клод явился в картине «Черный орел», где, изображая коварного сотрудника КГБ, пытался выстроить мерзкие козни «великому ниндзе киноэкрана» Шо Косуги, который играл роль сотрудница ЦРУ. Так, в конце 1980-х годов Америка второй раз познакомилась с обаятельным голубоглазым атлетом – и успела влюбиться в него без меры.

Жан-Клод Ван Дамм (а по-настоящему – Ван Варенберг) ро-

158

дился 18 декабря 1960 года в бельгийской столице Брюсселе. Как рассказывает он сам в многочисленных интервью, ребенок из него вышел никудышный – мал ростом, хил, худ, любит бальные танцы и упражнения на фортепиано, в общем, вечная жертва местных забияк и лидеров подворотен. В конечном итоге отец сжалился над сыном и предложил выход по-мужски: привел в спортзал и оставил среди каратистов. Жан-Клод решил попробовать, и это забавное времяпрепровождение – махать руками и ногами что есть силы – понравилось мальчику. Карате его увлекло.

Но вот беда: нетренированные мышцы и сухожилия не позволяли Жану задирать ноги выше головы и дотягиваться кулаком до подбородка более высоких спарринг-партнеров. Пришлось все силы отдать растяжке. Вскоре юноша взялся и за гири, «накачал» мышцы. Все это – сила, растяжка, бесстрашие, хорошая техника и даже давнишнее увлечение танцами (пластика!) невероятно помогли Жану в поединках. В 20 лет он победил на первенстве Европы. Было это в 1980 году.

Чемпион Европы – это кратковременный всплеск интереса к твоей персоне, фотографии в журналах и газетах, немного денег. На гонорар за поединки Жан-Клод приобретает собственный гимнастический зал. Даёт согласие попозировать перед объективом для рекламных снимков. Кажется, жизнь прекрасна. Но кто-то или что-то нашептывает атлету на ухо: «Ты можешь достичь большего. Америка и мировая слава не за горами…»

Жан-Клод решает стремительно: продает гимнастический зал, покупает билет до Лос-Анджелеса и навсегда прощается с родиной. Открыть бы ему тогда раза на то, что ждет его впереди, – долгие пять лет борьбы за выживание в «обществе всеобщего благоденствия», пять лет «чернухи», работы вышибалой, шофером, торговцем пиццей, укладчиком ковровых дорожек – нет, не поверил бы. Окрыленному победами Жан-Клоду не понять было, что фотография на обложке европейского журнала – пустой звук в Соединенных Штатах. И он механически кидал фотокопии с нее в почтовые ящики продюсеров и киноагентов, стремясь привлечь их внимание, – без какого-либо, впрочем, успеха. Одна из легенд, которые всегда складываются о прошлом ставших известными людей, гласит, что молодой бельгиец ночевал на заднем сиденье автомобиля, пока не нашел работу и жилье.

Но все счастливо переменилось. Количество перешло в качество: Жан-Клод всем надоел. Первым ему удалось «достать» знаменитого продюсера и режиссера Менахема Голана. Имитация удара ногой в лицо в людном месте отрезвляюще подействовала на совладельца кинокомпании «Кэнон груп». Что делать? Не убивать же мальчишку! Голан решил отделаться сценарием. Жан-Клод получил свою первую роль.

Как и Арнольду Шварценеггеру, Ван Дамму тяжело пришлось на первых порах: сказалось отсутствие профессиональной подготовки к актерскому ремеслу. Но от этого у профессиональных спортсменов всегда было одно лекарство: меньше слов, больше дела. Именно с таких «активных и бессловесных» ролей он и начал. И как вы уже поняли из вступительных строк, дебют прошел успешно. Использовав съемки в «кэноновских» фильмах как трамплин, Жан-Клод перешел в иную «весовую категорию» Голливуда, получил приглашение сыграть ведущую роль и принял его.

«Кровавый спорт» (1988) стал, безусловно, поворотным

159

пунктом в его карьере. Играет Жан-Клод в этом фильме американского солдата-спецназовца, который во что бы то ни стало стремится попасть на подпольные соревнования по кумите, где бой ведется с полным контактом. Мечта его осуществляется, да еще с лишком: герой Жан-Клода побеждает на этих соревнованиях, преодолевая все сложности и подлости, которые ему пытаются устроить недруги.

Облик молодого бельгийца пришелся по душе зрительской аудитории: в нем ощущалось сочетание лучших качеств Арнольда Шварценеггера (мощная мускулатура), Чака Норриса (владение каратэ) и Мела Гибсона (красота). Такие достоинства позволили Ван Дамму совершить почти невероятное для его амплуа: за три года «вырасти» от второстепенных ролей до ведущих и стабильно сниматься в двух-трех фильмах ежегодно, после «Кровавого спорта» Жан-Клод подряд начинает играть роли честных парней, восстанавливающих попранную справедливость в постоянных схватках, с подонками.

«Киборг» (1989) – футуристическое путешествие в постядерное будущее, где города лежат в развалинах после разрушительной войны. Жан-Клод выступает в картине в роли свободного рейнджера, типа знаменитого Сумасшедшего Макса, который помогает выбираться из затруднительных положений хорошим людям (и даже киборгам). Он приходит в самый безвыходный момент и уходит в неизвестном направлении, когда дело сделано. Таинственный герой, словно сказочный рыцарь средневековых легенд. Скажете – разве плохо для создания запоминающегося образа? Просто превосходно. Но существует один сдерживающий фактор.

Кокарев Андрей Жан-Клод Ван Дамм рвущийся наверх Мы 1992 1 С 161У всех подобных картин есть непреложное правило: достоверность деталей. Приблизительность, слабые декорации ненатуральные съемки, накладки резко портят общее впечатление от фильма, способны погубить его. Зависит это в первую очередь от бюджета постановки. Чем больше денег угрохано на «боевик», чем серьезней антураж, тем больше можно ожидать прибыли. Беда Жан-Клода в том, что первые его картины малобюджетны, они не «дотягивают» до уровня шикарных 40–60-миллионных фильмов с участием Сталлоне или Шварценеггера. Поэтому даже исходя из успеха таких картин, как последовавшие за «Киборгом» «Кикбоксер» (1989), где Жан-Клод мстит за своего погибшего в нечестном поединке брата, тренируется на кикбоксера и держит верх над убийцами брата, «Самоволки» (1990), где бельгиец дезертирует из армии, чтобы помочь семье погибшего брата (вновь! Вот, в принципе, убожество сценаристов, с которыми Жан-Клоду приходится иметь дело) – Ван Дамму не удалось попасть в «высший свет» Голливуда. Но артист стремится именно к этому «Мой конкуренты – Брюс Уиллис, Арнольд и Сталлоне, но поработать я хотел бы и с Джеком Николсоном, Аль Пачино, Джоном Войтом», – самоуверенно заявляет Жан-Клод Ван Дамм. Будем надеяться, что это осуществится. Уже триллер «Двойной удар» (1991) более оригинален, чем предыдущие работы Жан-Клода. Скажем хотя бы, что бельгиец играет в картине двоих братьев-близнецов! А среди новых фильмов Ван Дамма вполне возможно мы скоро увидим «Ночь леопарда», которую ставит Джон Гленн – режиссер как раз из той «высшей лиги», достичь которую поставил своей целью Ван Дамм. Нам остается только не пропустить этой картины.

Андрей Кокарев

160

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+