Кружевница / La dentellière / Die Spitzenklöpplerin (1977)

Кружевница / La dentellière / Die Spitzenklöpplerin (1977): постер

Полнометражный фильм (приз экуменического жюри кинофестиваля в Канне, номинация на «Сезар»).

Другие названия: «Кружевница» / «The Lacemaker» (международное англоязычное название).

Франция, Швейцария, ФРГ.

Продолжительность 107 минут.

Режиссёр Клод Горетта.

Авторы сценария Клод Горетта, Паскаль Лене по роману Паскаля Лене.

Композитор Пьер Жансен.

Оператор Жан Боффети.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Беатрис (Изабель Юппер, премия «Давид ди Донателло» и номинация на «Сезар»), застенчивая, добрая девушка, живущая с матерью (Аннемари Дюрингер), трудится в одном из парижских салонов красоты. Она соглашается поехать вместе с подругой по имени Марилен (Флоранс Джорджетти, номинация на «Сезар»), брошенной любовником и находящейся в расстроенных чувствах, в отпуск в Нормандию — в Кабур. Однако вскоре та находит себе ухажёра и переезжает к нему в номер. С Беатрис, оставшейся в одиночестве, знакомится Франсуа (Ив Бенейтон) — студент, изучающий филологию. Это должно послужить началом страстного романа или хотя бы крепких отношений.

Также в ролях: Ренате Шрётер (подруга Франсуа), Мишель де Ре (художник), Моник Шометт (мать Франсуа), Жан Обе (отец Франсуа), Кристиан Балтаусс (Жерар), Сабина Азема (Коринн), Люсьен Легран (клиентка салона красоты).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.01.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Кружевница / La dentellière / Die Spitzenklöpplerin (1977): кадр из фильма
Добра, скромна, неприхотлива

«Он прошёл рядом с ней, совсем близко, не видя её. Потому что она была из тех, кто сам не выдаст своего существования, кого нужно терпеливо расспрашивать, на ком нужно уметь остановить взгляд. В былые времена художник сделал бы из этого сюжет жанровой картины. Она была бы: белошвейкой, женщиной с кувшином, кружевницей». Этими пронзительными словами, на грустной, если не трагической, то точно – драматической ноте, завершается фильм, поясняя смысл названия недогадливым зрителям. Отвлёкшись на мгновение от рукоделия, являющегося частью курса лечения психически больных людей (трудотерапией), Беатрис поднимает глаза – и мало что выражающий, отсутствующий взгляд замирает на объективе кинокамеры… Паскаль Лене подразумевал, конечно, не работу Василия Тропинина (хотя, к слову, специально изучал русский язык, чтобы читать в подлиннике произведения Чехова1 и Достоевского, и испытал влияние марксизма), пронизанную удивительным светом поэзии. И не полотно Каспара Нечера с его изысканным эротическим подтекстом – пусть авторы и не обходят молчанием интимную сторону отношений тех, кому не суждено остаться вместе надолго. Прозрачный намёк на жанровую картину Яна Вермеера придаёт многозначность внешне незамысловатой истории, которая слишком прозаична, лишена высокой романтики, чтобы считаться любовной. Собственно, девушка и сама делает всё, чтобы избавить разочаровавшегося избранника от чувства вины, безропотно соглашаясь на разрыв, а затем пытаясь уверить, что встретила другого мужчину, с которым путешествовала по Греции, на самом деле – изображённой на развешенных в палате календарях.

Кружевница / La dentellière / Die Spitzenklöpplerin (1977): кадр из фильма
… не выдаст своего существования

Одноимённый роман, вышедший из печати в 1974-м году и отмеченный престижной Гонкуровской премией, был спустя всего два года (в номере 9 за 1976-й «Иностранной литературы») опубликован в СССР, а чуть позже, в середине следующего десятилетия, на советские киноэкраны вышла и экранизация. Причина кроется, конечно, не только в кратких эпизодах дружеских посиделок у Франсуа, когда его друзья-интеллектуалы затевают полемику на злободневную философскую тематику, а позже он не знает, какое дать определение термину «диалектика», и объяснить Беатрис, почему диалектический материализм – это другое. Товарищи филолога и, возможно, будущего журналиста хотя бы последовательны в отстаивании своих воззрений, участвуют в рабочем движении – раздавая на улице листовки, стараются привлечь внимание парижан к массовому увольнению. Однако споры о веке стандартизированных коробок, где современный человек проводит своё существование, об уловке капитала, изобретшего новый способ отчуждения и противопоставления друг другу индивидов, и т.п. всё равно кажутся умствованиями, оторванными от реальности. Действительность скучна, протекает совсем рядом, не замечаемая, никак не фиксируемая. Лене, предыдущим романом «Ирреволюция» /1971/ откликнувшийся на события красного мая 1968-го, не сбавил социальной остроты, уйдя в сторону от изображения эпохальных событий, будь то иронически поминаемая Франсуа революция или, скажем, Вторая мировая война, в память о которой в Нормандии осталось кладбище с рядами белых крестов. Клод Горетта, начинавший в составе швейцарской «Группы 5», не изменил базовым принципам славного творческого союза. Не так уж важно, что оператор Жан Боффети получил возможность снимать на цветную плёнку, а участие «звёзд», включая бесподобную Изабель Юппер2, позволило обеспечить интерес широкой публики (так, во Франции аудитория превысила 1,16 млн. человек). Режиссёр и писатель оказались на редкость и на удивление близки в эстетических позициях, тонко, очень тонко (словно и впрямь кто-то сплёл красивое кружево!) подведя нас к мысли об утекающей, точно песок сквозь пальцы, истинной жизни. О той жизни, которую и олицетворяет собой скромница Беатрис, не случайно получившая от знакомых прозвище «Помм» – ‘яблоко’.

.

__________
1 – Портрет Антона Павловича в скромной квартире Франсуа, разумеется, не случаен.
2 – Какой контраст с ролью Жаклин (из «Вальсирующих» /1973/), у которой рано пробудилась чувственность!

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Макаров Ан. Скучная история // Советский экран. – 1985, № 11. – С. 10.
Осипов Азиз. Изабель Юппер – новая Грета Гарбо?.. // Советский экран. – 1988, № 11. – С. 22.
Изабель Юппер. Всегда в центре драмы: Вызов затаённой дерзости // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 22. – С. 86-89.
Дуларидзе Латавра. Следуя заповедям // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 31. – С. 69-69.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+