Кружевница / La dentellière / Die Spitzenklöpplerin (1977)

Макаров Ан. Скучная история // Советский экран. – 1985, № 11. – С. 10.

СКУЧНАЯ ИСТОРИЯ

Ан. МАКАРОВ

Странный Париж возникает в кадрах фильма «Кружевница», не то чтобы окраинный и обшарпанный, но какой-то невзрачный, будничный, скучный. Не блестящая столица, не центр культуры, а унылая среда обитания, город ежедневной, раз и навсегда установленной рутины: метро, работа, обед в дешевом бистро, вечер у телевизора; средоточие самых обычных, заурядных людей, так называемых «средних французов». Жизнь у них тоже средняя, непохожая на ту, что слепит глаза с лакированных страниц «Пари-матч», средняя не только в смысле заработка – это бы еще ничего, – но более всего в смысле духовного тонуса, однообразия впечатлений.

Даже парикмахерский салон, такая, в сущности, изюминка чисто парижского шика, выглядит при ближайшем рассмотрении обыкновенным учреждением, со своей иерархией и четким распределением обязанностей: прежде чем взять в руки ножницы, щипцы и прочие орудия цирюльного ремесла, вчерашняя школьница Беатриса не один месяц должна подметать в салоне полы и быть у мастеров на побегушках.

Впрочем, грех жаловаться, мастера добры с нею, выделяют ей кое-что из полученных чаевых, а одна из лучших парикмахерш. Марилен, даже одарит девочку своей дружбой.

В роли Беатрисы снималась одна из лучших актрис современного французского кино, Изабель Юппер, опять-таки мало соответствующая не только типу «звезды», но и вообще расхожему представлению о бойкой француженке.

Ее героиня, наоборот, чрезвычайно робка и застенчива и к тому же словно заторможенна вопреки обычаям раскованной и самоуверенной нынешней молодежи. Неприметная скромница, послушная тихоня, в постоянной молчаливости которой проглядывает некая загадка. Знак никак о себе не заявившей, не проявившей себя нисколько, но все же предполагаемой незаурядности. Она подтвердится и оправдается к концу фильма. Правда, совершенно неожиданно, трагическим образом. Но это потом. А пока подруги едут отдыхать. Правда, не в сезон и не на юг, не на Лазурный берег, как, надо думать, хотелось, а неподалеку от Парижа, на атлантическое побережье. Легко вообразить, как убеждают они сами себя и друг друга, в особенности старшая младшую, что надеются отдохнуть от столичной сутолоки, только и мечтают, что пожить две недели в одиночестве и уединении. На деле же вкуса к одиноким прогулкам по пустынным пляжам хватает дня на два, не больше. И вот уже парикмахерша, терзаемая призраком то и дело упускаемых возможностей, находит себе солидного кавалера и перебирается жить к нему. Беатриса остается одна в невзрачной комнатке дешевого пансиона, на опустевших набережных, порой кажется, что на всем побережье, снятом буднично, трезво, скорее в рыбацком своем обличье, нежели в курортном. Что ж. среди курортной суетливой праздности скромная героиня Изабель Юппер чувствовала бы себя, наверное, не в пример более потерянной. А так она вроде бы на месте, несмелая любительница простодушных развлечений, посетительница открытых недорогих кафе.

На террасе такого вот не слишком живописного заведения и познакомился с ней парижский студент. Впрочем, будущий филолог Франсуа совсем не походил на лихого мастера уличных легких знакомств, всем своим видом соответствуя своему призванию интеллигента левого толка, пренебрегающего модой и прочими «буржуазными предрассудками» книжника, завсегдатая библиотек.

Что ж, любовь беспечного парижского студента и девушки из шляпной мастерской или модного магазина была воспета еще Беранже, не говоря уже о бесчисленных бульварных романистах и авторах оперетт. Мансарда под скатом крыши, скромные пирушки на столе, застеленном вчерашней газетой, несытая компания будущих знаменитостей – все как в песенках и романах. Только вот наша ученица парикмахера какая-то странная. Нет в ней ни беззаботности, ни очаровательной вздорности. Беатриса по-прежнему застенчива и тиха, и о том, что она порой безмерно счастлива, можно догадаться лишь по тому благоговейному вниманию, с каким вслушивается она в наивно-ученую болтовню юных сорбоннских интеллектуалов. Разумеется, и Франсуа менее всего похож на классического представителя студенческой богемы. Вообще неким душевным холодком веет от этого безусловно честного и внутренне порядочного рационалиста, в добровольных шорах четких логических построений томится его душа А может, и не томится. Может, ей чрезвычайно лестно гордиться своим бессребреничеством, своими высокими духовными запросами, своим безразличием к житейской суете. Между тем в суете этой бьются живые люди. Чрезвычайно занимательные, как герои изучаемой литературы. И досадно обременительные, когда их теплое дыхание постоянно ощутимо рядом.

– Не забывай, что ты всегда в ответе за всех, кого приручил, – говорил герой Антуана де Сент-Экзюпери, о котором наш сорбоннский филолог, быть может, писал курсовую работу. Заповедь эта, наверняка воспринятая им как изящная моральная сентенция, на какие всегда была сильна французская словесность, нравственным законом для него не стала. И дело не только в том, что Франсуа не смог полюбить молчаливую, замкнутую Беатрису, а в том, что при всем своем уме он даже вообразить не может, что происходит с теми, кого мы «приручили», когда мы их бросаем. Ученая начитанность соседствует порой с душевной безграмотностью.

На книжной полке сорбоннского студента-филолога стоит большой снимок Антона Павловича Чехова. Объектив кинокамеры так не случайно останавливается на нем всякий раз, что нетрудно понять: не только герою фильма, но и его автору, режиссеру Клоду Горетта, чеховская муза служит символом веры. Художественным критерием и нравственным ориентиром.

Фильм «Кружевница» представляется «скучной историей» именно в чеховском беспощадном смысле слова. То есть трагической, страшной и вместе с тем обыденной и привычной, подчас даже особого внимания не привлекающей к себе. Подумаешь, в самом деле. Ну, бросил парень девушку, почувствовав, что не пара она ему, затворнику и книгочею. Кого это удивит в конце двадцатого века, да еще в Париже, полном соблазнов и нечаянных встреч. Господи, с кем не бывает… Жизнь продолжается, модницы просиживают часами в косметическом салоне, юные интеллектуалы спорят о «глобальной модели». Правда, девушка заболела психически, и в доме скорби среди безмолвных, обреченных старушек автоматически, словно во сне, плетет кружева. Что поделаешь… трудотерапия.

«Скучная история»… По-прежнему не идут из ума чеховские слова, «скучная», потому что старая, как мир, и в новейшей западной цивилизации потребительства и техницизма особо безнадежная. Заурядная для всех, кроме того, кому надрывает сердце.

10

Осипов Азиз. Изабель Юппер – новая Грета Гарбо?.. // Советский экран. – 1988, № 11. – С. 22.

зарубежные актеры – лауреаты конкурса «СЭ»- 87»

Лучшими зарубежными актерами 1987 года читатели нашего журнала назвали Изабель Юппер («Подлинная история дамы с камелиями») и Жерара Депардье («Папаши»). Примечательно, что оба лауреата –  французы и что Франция лидирует в нашем традиционном конкурсе уже второй год подряд (в прошлый раз лауреатами стали Фанни Ардан и Филипп Нуаре). Интерес к французскому кино в нашей стране всегда был велик, но все же причиной таких результатов опроса, вероятно, отчасти являются и некоторые «перекосы» нашей прокатной политики. Зрители ведь выбирают из того, что им предложено, а в последние годы французское кино (пребывающее, надо сказать, в затяжном кризисе) было представлено в нашем прокате полнее других зарубежных кинематографий.

Однако мы никоим образом не хотели бы умалить высокие профессиональные достоинства поистине замечательных артистов И. Юппер и Ж. Депардье, по праву занимающих лидирующее положение среди актеров современного французского кино. Их творчество представит кинокритик Азиз ОСИПОВ.

Изабель ЮППЕР – новая Грета Гарбо?..

Искусству Изабель Юппер свойственны глубокое проникновение в сущность предлагаемого материала, сложная полифония чувств. Лучшие работы актрисы отличаются лаконичностью средств выражения и вместе с тем большой внутренней наполненностью.

Трагическая история современного мезальянса была рассказана в фильме Клода Горетта «Кружевница», поставленном по известному у нас роману Паскаля Ленэ. Героиня Юппер – молчаливая, скромная ученица модного парикмахерского салона знакомилась на средиземном побережье со студентом-филологом Франсуа, интеллектуалом и книгочеем. Ничто, казалось, не в силах помешать внезапно вспыхнувшему между ними чувству. Однако сказалась разница в происхождении – воспитании, вкусах, взглядах, образовании. Для Франсуа все закончилось несколькими неприятными минутами объяснения, для Беатрисы – крушением мира, тяжелой душевной депрессией.

Иной вариант мезальянса был сыгран Изабель Юппер в «Лулу» Мориса Пиала, одной из лучших лент французского кинематографа последнего десятилетия: капризная, взбалмошная дама, жена удачливого владельца рекламной фирмы, оставляет своего мужа, увлекшись наивным, простодушным увальнем, апатичным к материальным благам люмпен-пролетарием Лулу (эту роль блестяще исполнил Жерар Депардье).

Поражаешься актерской трансформации, абсолютной несхожести характеров, которые приходилось воплощать на экране Изабель Юппер. В 1978 году она получила приз Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль в картине Клода Шаброля «Виолетта Нозьер» – реконструкции подлинной истории о «миленькой девушке из добропорядочной буржуазной семьи», которая в один прекрасный день отравила своих родителей.

Вот вам и лирическая героиня!

Образ Виолетты весь соткан из противоречий: с одной стороны, наивность, верность, доброта, с другой – лживость, грубость, извращенность. И – ненависть к своей семье, к мещанскому болоту, в котором под покровом благополучия скрываются все пороки и мерзости жизни. Немногие актрисы способны были бы воплотить столь противоречивую диалектику в характере одной героини.

Интересно парадоксальное на первый взгляд признание самой актрисы об этой своей роли, высказанное в одном из интервью: «Без «Кружевницы» не было бы «Виолетты Нозьер». Для меня судьба последней – прямое продолжение судьбы первой».

Юппер, можно сказать, повезло в нашем прокате. У нас шли «Доктор Франсуаза Гайан», «Это случилось в праздник» (оригинальное название «Дюпон Лажуа»), «Вторая жена» (в оригинале – «Наследство»), «Кружевница», «Подлинная история дамы с камелиями», американская картина «Окно спальни».

В картине Мауро Болоньини «Подлинная история дамы с камелиями» романтически приподнятая история героини знаменитого романа Александра Дюма-сына уступила место жесткой драме реальной жизни непридуманного персонажа – Альфонсины Дюплесси. ставшей прототипом Маргариты Готье, «дамы с камелиями». Притом, что образ Альфонсины намеренно обытовлен, «занижен», заземлен, Юппер наполнила его своей печальной красотой, трагическим ощущением мира, стремлением к недостижимому идеалу.

После успеха «Подлинной истории дамы с камелиями» критика все чаще стала сравнивать Изабель Юппер со знаменитой Гретой Гарбо, романтической киногероиней 30-х годов, лучшей «дамой с камелиями» мирового кино.

Их действительно многое сближает – лирическое обаяние, акварельность красок, тонкая нюансировка психологических оттенков, некая меланхолическая недоговоренность, за которой пульсируют токи интенсивной внутренней жизни.

22

Изабель Юппер. Всегда в центре драмы: Вызов затаённой дерзости // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 22. – С. 86-89.

В июле 1991 года одна из самых популярных европейских актрис Изабель Юппер получила приз за исполнение женской роли на очередном Московском кинофестивале. Вместе с Клодом Шабролем, режиссером фильма «Мадам Бовари» (экранизация романа Гюстава Флобера) она всего на пару дней прилетела в нашу столицу. Ее визит прошел скромно, без помпы, без многочисленных интервью. Да и сама Юппер внешне абсолютно лишена «звездности»: небольшого роста, худенькая, с веснушками на лице. Её никак не назовешь красавицей. В свои тридцать с хвостиком она по-прежнему выглядит хрупкой, беззащитной.

Классика и современность, детектив и психологическая драма – во все времена и во всех киножанрах героини Изабель Юппер не могут прожить без любви…

Изабель Юппер. Всегда в центре драмы: Вызов затаённой дерзости

Впервые очутившись на съемочной площадке в 16 лет (это было картина Нины Компанеец «Фостин и прекрасное лето»), она за прошедшие годы успела сыграть около полусотни ролей, но так и не приобрела сверкающий ореол актрисы-символа.

Изабель родилась в богатой семье, где родители были достаточно тактичны, чтобы не навязывать детям профессиональных установок. Поэтому, когда Изабель решила покинуть Сорбонну (где изучала русский язык), чтобы поступить в актерскую школу, никто не стал ей перечить. К тому же обе сестры Изабель – Элизабет и Каролин – уже связали свое будущее с кинематографом (Элизабет сегодня достаточно известная во Франции актриса и писательница, а Каролин – режиссер).

В начале творческой карьеры Изабель играла ровесниц – симпатичных девчонок, которым отводились весьма скромные роли на периферии сюжетов. Думаю, мало кто обратил на нее внимание в мелодраме Клода Сотэ «Сезар и Розали», где в главных ролях блистали Ив Монтан и Роми Шнайдер…

Однако уже в «Вальсирующих» Бернара Блие, в характере героини Юппер проявляется нечто новое. На вид оно токая же, как и в «Фостине» и т.п., но в глазах уже затаился дерзкий огонь вызова, провокационного соблазна. Героиня Юппер азартно бунтует против скучной и размеренной жизни своих обеспеченных родителей…

Эту затаенную дерзость Изабель Юппер сыграло и в антирасистской криминальной драме Ива Буассе «Дюпон Лажуа», где ее героиня становится жертвой насилия, в авангардистски-эротическом эссе Алена Роб-Грийе «Осторожное прикосновение к удовольствию», мелодраме Жана-Луи Бертучелли «Доктор Франсуаза Гайан».

Все эти роли были как бы многообещающей прелюдией к «Кружевнице» швейцарского режиссера Клода Горетта, где Изабель Юппер сыграла наивную провинциальную девушку, на свое несчастье влюбившуюся в студента-интеллектуала. Банальная на первый взгляд фабула получила на экране чрезвычайно тонкую психологическую трактовку. Интимные чувства героини были переданы актрисой с мастерством подлинного таланта. Через год Изабель получила приз за лучшее исполнение женской роли на Каннском фестивале (фильм Клода Шаброля «Виолетто Нозьер») и вместе с Изабель Аджани блестяще сыграла в драме Андре Тешине «Сестры Бронте».

Уже в качестве звезды международного класса американский режиссер Майкл Чимино пригласил ее в свой супервестерн «Врата рая», а Жан-Люк Годар в экстравагантные картины «Спасайся, кто может» и «Страсть».

В драме Мориса Пиала «Лулу» Изабель досталось роль легкомысленной подружки безнадежного повесы (Жерар Депардье). В «Глубоких водах» Мишеля Девиля актрисо снова возвращается к ситуации любовной и психологической провокации, вместе с Жаном-Луи Трентиньяном разыграв дуэт, построенный на взаимной конфронтации супружеской четы. На рубеже 80-х годов она сыграла главную роль в драме итальянского режиссера Мауро Болоньини «Подлинная история дамы с камелиями». Это была вовсе не экранизация знаменитой «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына, а попытка рассказать историю невыдуманную, построенную на архивных материалах и письмах. Используя мотивы, связанные с жизнью Дюма-сына, Мауро Болонини воссоздал на экране изысканную атмосферу артистических кругов Франции XIX века.

В переливах световых и цветовых гамм, среди роскошных покоев и театральных лож, интимных будуаров и романтических пейзажей проходила перед зрителями типичная для французской классической литературы история «восхождения» юной и прекрасной провинциалки (Изабель Юппер) к «Олимпу» Парижа, заканчивающаяся неизменной роковой развязкой. Отношения дочери (Изабель Юппер) и отца (Джан-Мария Волонте) были отнюдь не об-

86

разцовыми: по сути, именно он толкал ее к ремеслу куртизанки, продав девушку-подростка хозяину балаганчика. Актеры хорошо чувствовали подтекст, глубину и многозначность кинематографической паузы. Их великолепный дуэт наполнен множеством опенков. На экране возникает клубок сдерживаемых и, все же, выплескивающихся через край страстей, обид, взаимного притяжения и ненависти, оттесняя на второй план немаловажную для сюжета фильма линию Дюма-сына.

Изабель Юппер отлично вписалась в атмосферу изобразительного решения картины (оператор Эннио Гварнери), близкого к гамме полотен французских живописцев первой половины XIX века: тщательно выстроенные композиции и панорамы, завораживающие, поэтически снятые «ню», интерьеры и костюмы, словно сошедшие с полотен Энгра. Эмоциональность, чувственность экранного зрелища в «Подлинной истории», и даже представленные в ней ситуации «любовного треугольника», обычно настраивающие на бытовое восприятие сюжета, нисколько не мешали углубленному психологизму ленты, размышлениям о тайнах человеческой души…

В 80-х годах Изабель Юппер по-прежнему активно снималась – в фильмах французских режиссеров, в Америке, Австралии и Италии. По-прежнему ее окружал блеск режиссерских и актерских имен: Джозеф Лоузи («Форель»), Бертран Блие («Женщина моего приятеля»), Анджей Вайда (экранизация романа Ф. Достоевского «Бесы»), Клод Шаброль («Женское дело», «Модам Бовари»). Оно с удовольствием принимает приглашение своей сестры Каролин сыграть главную роль в ее картине «Подписано: Шарлотт»… Одну из лучших своих ролей Юппер сыграла, на мой взгляд, в психологической драме венгерского режиссера Марты Месарош «Наследство» («Вторая жена»), действие которой происходит во время Второй мировой войны.

В 1983 году Изабель Юппер впервые встретилась на съемочной площадке с итальянским кинобунтарем Марко Феррери, задумавшем рассказать довольно эпатажную историю семейного любовного треугольника: отца (Марчелло Мастрояни), матери (Хонна Шигула) и дочери (Изабель Юппер). Фильм «История Пьеры» получился драматичным и насмешливым, горьким и полным романтической ностальгии. Вопреки множеству эротических, часто бисексуальных эскапад своей героини – театральной актрисы – Изабель Юппер отнюдь не спешит с однозначной трактовкой роли. Стремление к искренности человеческих отношений и чувств, взаимопониманию и любви, – вот основные духовные качество ее Пьеры. Несмотря ни на что, она любит свою героиню, как, впрочем, и все авторы фильма любят своих взбалмошных, непутевых, странных персонажей. Классика и современность, детектив и психологическая драма – во всех времена и во всех киножанрах героини Изабель Юппер не могут прожить без любви…

– Думаю, многие мои фильмы говорят о том, как трудно жить, и как трудно любить, – говорит актриса в одном из интервью. – Я люблю розные роли. Но так получилось, что чаще я играла в драмах. Поэтому я считаю себя героиней драматической. В настоящей комедии я еще не сыграло.

Как и у большинства актеров, у Юппер есть любимые режиссеры, о совместных фильмах с которыми она вспоминает с удовольствием – Клод Шаброль, Жан-Люк Годар, Морис Пиала, Бертран Тавернье:

– Я очень люблю Бертрана Тавернье. Это интересующийся кучей самых разных вещей и очень образованный режиссер. Его метод работы классический. Особенно по сравнению с Блие, Годаром и Пиала…

Изабель Юппер снималось в разных странах миро, однако у нее нет болезненных амбиций завоевания Америки. Она считает себя европейской актрисой, снимающейся в фильмах, рассчитанных на самые разные вкусы – от массовых до изысканно «киноманских».

В последние годы Юппер все больше внимания уделяет семье, своим детям (оно растит сына и дочь). Однако в интервью Изабель не любит распространяться на эту тему, считая свою личную жизнь интимной, закрытой для посторонних глаз частью «айсберга». Она сожалеет, что слишком много внимания уделяло кино, – наступило время подумать и о доме…

Остается надеяться, что домашние хлопоты не помешают знаменитой актрисе сниматься в новых картинах.

89

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+