Крёстный отец 2 / The Godfather: Part II (1974)

Крёстный отец 2 / The Godfather: Part II (1974): постерПолнометражный фильм (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Крёстный отец, часть II» / «Крёстный отец, часть 2» / «Крёстный отец, фильм второй» (варианты перевода названия), «Крёстный отец» Марио Пьюзо: часть II» / «Mario Puzo’s The Godfather: Part II» (США: рабочее название), «Сын крёстного отца» / «Son of Godfather» (США: рабочее название), «Второй крёстный отец» / «The Second Godfather» (США: рабочее название).

США.

Продолжительность 200 минут.

Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).

Авторы сценария Фрэнсис Форд Коппола, Марио Пьюзо (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус») по роману Марио Пьюзо.

Композитор Нино Рота (премия «Оскар» вместе с Кармине Копполой, выступившим автором дополнительной музыки и дирижёром; номинация на «Золотой глобус»).

Оператор Гордон Уиллис.

Также премии «Оскар» получили Дин Тавуларис, Анджело П. Грэм, Джордж П. Нельсон (художники-постановщики).

Также на «Оскар» выдвигалась Теадора Ван Ранкл (художник по костюмам).

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Майкл Корлеоне (Аль Пачино, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), всё увереннее набирающий власть, вынужден сделать паузу после того, как на него и любимую Кэй (Дайан Китон) было совершено покушение. Майкл поручает ведение текущих дел старому другу и советнику семьи Тому Хэгену (Роберт Дюваль), а сам — разрабатывает сложный план по устранению врагов. И чем дальше, тем очевиднее становится, что новый «крёстный отец» повторяет судьбу родителя — урождённого Вито Андолини (Роберт Де Ниро, премия «Оскар»), прибывшего в начале века из сицилийского местечка Корлеоне в Америку.

Также в ролях: Джон Казале (Фредо Корлоне), Талиа Шайр (Конни Корлеоне, номинация на «Оскар»), Ли Страсберг (Хайман Рот, номинация на «Оскар» и «Золотой глобус»), Майкл В. Гаццо (Фрэнки Пентаньели, номинация на «Оскар»), Дж.Д. Спрэдлин (сенатор Пэт Гири), Ричард Брайт (Аль Нери), Гастоне Москин (Фануччи), Том Роскуи (Рокко Лампоне), Бруно Кирби (юный Клеменца, в титрах как B. Kirby Jr.), Фрэнк Сиверо (Дженко), Марианна Хилл (дине Корлеоне), Джеймс Каан (Сонни Корлеоне), Гарри Дин Стэнтон (агент ФБР), Дэнни Айелло (Тони Росато), Винсент Коппола (уличный торговец), Роджер Корман (сенатор), в эпизодах Италиа Коппола (тело Мамы Корлеоне, без указания в титрах), Роман Коппола (Сонни Корлеоне в детстве, без указания в титрах), София Коппола (ребёнок на корабле, без указания в титрах), Сё Косуги (прохожий, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.05.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Крёстный отец 2 / The Godfather: Part II (1974): кадр из фильма
Освоился в новой роли

Феноменальный успех оригинального фильма, снимавшегося отнюдь не гладко, с конфликтами между режиссёром, актёрами и представителями кинокомпании, разумеется, поспособствовал тому, что уже руководство Paramount Pictures обратилось к Фрэнсису Форду Копполе с настоятельной просьбой осуществить постановку продолжения. Из ряда предварительных условий, выдвинутых кинематографистом, наиболее существенным оказалось, пожалуй, согласие лишь частично, повествуя о детстве и юности будущего Дона Вито, опереться на роман Марио Пьюзо – и полностью сочинить всё, что касается ведения дел Майклом, занявшим место «крёстного отца». Как бы то ни было, вторая часть стала не меньшей легендой, чем оригинал, не только снискав заслуженный зрительский успех (собрав $57,3 млн. при бюджете $13 млн.) и признание членов Американской киноакадемии в виде шести премий «Оскар», но и войдя в историю киноискусства в качестве лучшего «сиквела» всех времён, в ряде опросов – даже обойдя блистательную первую картину. Именно с «Крёстного отца 2» началась повальная мода присвоения продолжениям в заголовках порядковых номеров, написанных латинскими или арабскими цифрами.

Крёстный отец 2 / The Godfather: Part II (1974): кадр из фильма
Приходится думать

Коппола и Пьюзо, судя по всему, намеренно пожертвовали динамичностью развёртывания сюжета, сделав ставку на «эпическое дыхание», изумительно передающее масштаб личностей – особого рода титанов, от каждого решения которых зависят чьи-то жизни. Даже гриффитовский принцип «перекрёстного» монтажного сопоставления перипетий судеб основателя могущественной семьи, бежавшего из родной Сицилии и с большим трудом завоёвывающего авторитет в Америке, и его наследника не способствует увеличению, скажем так, скорости вращения маховика Истории. Развязка построена таким образом, что, с неизбежностью вызывая в памяти заключительные кадры оригинала, проводит, скорее, противоположную мысль. Не завершается очередной цикл, когда почти физически ощущаешь смену «витка» марксово-гегелевской «спирали», подминающей всех: от изгнанных соперников1 Корлеоне до… последнего близкого человека, устраняемого за совершённое предательство. Наоборот, всё возвращается на круги своя, словно исполняется непровозглашённое пророчество или вступает в права Судьба, позволявшая до поры до времени пребывать в иллюзии относительно свободы воли. Финал оборачивается началом, призраки прошлого ненадолго оживают за праздничным семейным столом, и ещё драматичнее и наивнее звучат решительные слова Майкла, возмущённого договорённостью отца с Томом Хэгеном: «У меня есть собственные планы на своё будущее». Дальше – тишина…

Крёстный отец 2 / The Godfather: Part II (1974): кадр из фильма
Насколько искренен?..

Вместе с тем первая и вторая (равно как и третья, выпущенная спустя полтора десятилетия с лишним) части не столько опровергают, сколько дополняют одна другую. Авторы, словно расширив исходные социально-философские предпосылки (между прочим, почти беспроигрышный эстетический приём, слишком часто забываемый творцами «сиквелов»), уже не ограничиваются анализом собственно функционирования механизма мафиозной «семьи», даже существенно увеличив масштабы: заставив Майкла отстаивать честь на слушаниях в Сенате и знакомя с международными интересами Корлеоне, словно речь идёт о полноценной транснациональной корпорации. Производит сильнейшее впечатление раскрытие истоков могущества Вито Андолини, с одной стороны опирающегося на многовековые патриархальные традиции Сицилии, оказавшиеся устойчивее и эффективнее современных государственных институтов, а с другой – действующего под давлением обстоятельств, приспосабливаясь к жестоким реалиям бедного нью-йоркского квартала. Впрочем, нельзя считать случайностью, что памятный музыкальный лейтмотив пронизывают непередаваемо тревожные нотки, точно предупреждая о всесилии Рока.

.

__________
1 – По иронии судьбы, за роль Хаймана Рота семидесятитрёхлетний Ли Страсберг, знаменитый пропагандист системы Константина Станиславского в США, основатель Института театра и кино, долго возглавлявший Актёрскую студию, оказался включён устроителями «Золотого глобуса» в номинацию… «Самый многообещающий новичок».

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art


Первая часть:
Крёстный отец / The Godfather (1972)
Продолжение:
Крёстный отец 3 / The Godfather: Part III (1990)


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter