Крёстный отец / The Godfather (1972)

«Крестный отец» // Видео Дайджест. – 1991, № 06. – С. 48-49.

«Крестный отец» (The Godfather), 1972. «Парамаунт». Пр. Альберт Рудди, реж. Френсис Форд Коппола, сц. Ф. Ф. Коппола и Марио Пьюзо, оп. Гордон Циллис, комп. Нино Рота. В главных ролях: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Диана Китон. 175 мин.

В американском кино есть давняя традиция создания фильмов о гангстерах, ограблении банков, по сути дела, о мафии. Но этот фильм оказался непохожим на те, что были сделаны до него. Рассказывая о мафии, авторы фильма показали ее в совсем ином ракурсе: мафия в фильме – это семья, где существуют почти патриархальные отношения. И глава этой семьи дон Вито Корлеоне – эту роль играет, Марлон Брандо – мудро ведет «дело», трогательно заботясь о членах клана.

…Выходит замуж дочь дона Вито Корлеоне. Среди тех, кто весело празднует свадьбу, – сын дона Майкл. Он недавно вернулся из Европы, еще не снял мундир с орденскими планками на груди. Хозяин дома хочет уготовить младшему сыну особенную судьбу. Пусть делами «семьи» занимается старший сын Санни, а Майкл должен учиться и получить какую-либо престижную профессию. Но случается все по-другому. Конкурирующий гангстерский клан совершает покушение на дона Вито, убивает его старшего сына.

Сам дон Корлеоне остается в живых, но теряет способность лично продолжать «дело». Главой «семьи» становится вчера, еще незаметный

46

и скромный Майкл – эту роль выразительно играет Аль Пачино. Оказывается, молодой человек далеко не столь сентиментален и инфантилен, как казалось на первый взгляд. Он не будет лично марать руки в крови, но по приказу Майкла Корлеоне происходит жестокая расправа над конкурентами: их убивают по-разному, но убивают всех. Не жалеет Майкл и мужа своей сестры, свадьбу которой мы видели в начале фильма.

Конец фильма сентиментален и многозначителен.

В своем саду старый, больной дон Корлеоне играет с внуком. Он умирает внезапно, надев на лицо страшную игрушечную маску.

Постановка была осуществлена по одноименному роману американского писателя итальянского происхождения Марио Пьюзо. Этот роман сразу после выхода стал бестселлером, и кинокомпания «Парамаунт» купила у автора права на экранизацию. Но режиссер будущего фильма был выбран не сразу, предлагались разные кандидатуры. Френсис Форд Коппола в ту пору не был широко известен – сделанные им картины отмечались в интеллектуальных кругах, но коммерческого успеха не имели. Несмотря на это продюсер Альберт Рудди настоял на его кандидатуре.

Столь же трудно шел подбор исполнителя на главную роль дона Вито Корлеоне. Марио Пьюзо предложил использовать Марлона Брандо. Руководство «Парамаунта» и продюсер фильма не сразу приняли это предложение – знаменитый артист обычно играл роли иного плана, но к настояниям Пьюзо присоединился будущий режиссер постановки Коппола, и решение состоялось.

«Крестный отец» удостоился премии «Оскара» как лучший фильм года (с обозначением имени продюсера); за лучшее исполнение главной мужской роли «Оскар» был присужден Марлону Брандо. Сам артист писал о фильме и сыгранной роли: «Дон Корлеоне – это всего лишь обыкновенный магнат американского бизнеса, который делает все возможное для своей семьи и общественной группы, к которой принадлежит».

В ЭТОМ ГОДУ СОВЕТСКИЙ ФИЛЬМ «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» ТАКЖЕ ПРОШЕЛ НОМИНАЦИЮ НА «ОСКАР», НО ПРИЗА БЫЛА УДОСТОЕНА КАРТИНА ЛУИСА БЮНЮЭЛЯ «СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ БУРЖУАЗИИ» (ФРАНЦИЯ).

47

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+