Кто подставил кролика Роджера / Who Framed Roger Rabbit (1988)

Кто подставил кролика Роджера / Who Framed Roger Rabbit (1988): постерПолнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Кто подставил кролика Роджера?» / «Кто обвиняет кролика Роджера?» (варианты перевода названия), «Мёртвые мультяшки не платят за билеты» / «Dead Toons Dont Pay Bills» (США: рабочее название), «Эдди отправляется к мультяшкам» / «Eddie Goes to Toon» (США: рабочее название), «Убийство в Мульттауне» / «Murder in Toontown» (США: рабочее название), «Процесс Мульттауна» / «The Toontown Trial» (США: рабочее название), «Мультяшки» / «Toons» (США: рабочее название), «Неприятности в Мульттауне» / «Trouble in Toontown» (США: рабочее название), «Кто проверил кролика Роджера?» / «Who Censored Roger Rabbit?» (США: рабочее название), «Кто пристрелил кролика Роджера?» / «Who Shot Roger Rabbit?» (США: рабочее название).

США.

Продолжительность 104 минуты.

Режиссёр Роберт Земекис.

Авторы сценария Джеффри Прайс, Питер С. Симэн по роману Гэри К. Вулфа.

Композитор Алан Сильвестри.

Оператор Дин Канди (номинация на «Оскар»).

Премии «Оскар» получили: Артур Шмидт (монтаж), Чарльз Л. Кэмпбелл, Луис Л. Эдерманн (монтаж звуковых эффектов), Кен Рэлстон, Ричард Уильямс, Эд Джонс, Джордж Гиббс (визуальные эффекты).

Специальную премию «Оскар» получил Ричард Уильямс (за постановку анимационных эпизодов и создание анимационных персонажей).

На «Оскар» также номинировались: Эллиот Скотт, Питер Хауитт (художники-постановщики), Роберт Кнудсон, Джон Бойд, Дон Дигилорамо, Тони Доу (звук).

Жанр: анимационный фильм, комедия, криминальный фильм, семейный фильм, кинофантазия

Краткое содержание
Частный сыщик Эдди Валиант (Боб Хоскинс, номинация на «Золотой глобус») принимает предложение Р.К. Маруна (Алан Тилверн), владельца студии Maroon Cartoons, проследить за Джессикой (озв. Кэтлин Тернер, без указания в титрах, вокал Эми Ирвинг) — обворожительной женой кролика Роджера (озв. Чарльз Флейшер), всё чаще демонстрирующего на съёмках несобранность. К сожалению, недолгое расследование приносит плоды… Расстроенный до глубины души изменой дражайшей супруги, игравшей в «ладушки» с Марвином Акме (Стабби Кэй), собственником Acme Corporation и Мульттауна, кролик исчезает. А на следующий день появляются сообщения о жестоком убийстве эксцентричного магната… Мрачный судья Дум (Кристофер Ллойд) обещает во что бы то ни стало найти и казнить Роджера.

Также в ролях: Джоанна Кэссиди (Долорес), Чарльз Флейшер (также озв.: Бенни-такси / ищейка / пуля), Ричард ЛеПарментьер (лейтенант Сантино), Лу Хирш (Малыш Герман, озв.), Джоэл Сильвер (Рауль), Пол Спрингер (Оги), Ричард Райдингс (Анджело), Эдвин Крэйг (солдат), Мел Бланк (Даффи Дак / Твити / Багз Банни / Сильвестр / Порки, озв.).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.06.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Кто подставил кролика Роджера / Who Framed Roger Rabbit (1988): кадр из фильма
Попался нарушитель закона!

Роман Гэри К. Вулфа, изданный в 1981-м, назывался «Кто проверил кролика Роджера?», причём глагол «censored» допускает перевод и суровее – ‘подвергнул цензуре’. Однако служители «десятой музы» отдали предпочтение1, попутно избавившись от приносящего неудачу вопросительного знака, более многозначному слову «framed», которое наряду с распространёнными вариантами («подставил» и «обвинил») имеет и узкопрофессиональное значение, «поставил кадр», и как бы философское – «вообразил себе». Когда Дум выманивает Роджера, в своём язвительном обращении («Поздоровайся с судьёй, Харви») он намекает, естественно, на одноимённую пьесу Мэри Чейз, блистательно экранизированную в 1950-м, в которой лучшим другом Элвуда являлся огромный невидимый кролик. Невидимый, то есть – именно воображаемый! А кинематографисты сотворили маленькое чудо, придав вымышленной, порождённой фантазией действительности потрясающую аутентичность и, более того, вписав в Историю. Принципиальное отличие картины Роберта Земекиса от прежних, даже талантливых опытов по совмещению артистов и рисованных персонажей (в том числе – курировавшихся лично Уолтом Диснеем) состоит в отстаивании дерзкой мысли о равноправии с нами несчётных героев, обожаемых зрителями с раннего детства. Так называемые «мультяшки», или «мульты», могут в любой момент покидать границы Мульттауна и отнюдь не все – работают актёрами и актрисами, освоив массу иных профессий (от таксиста до вышибалы в ночном клубе) и вообще найдя с людьми общий язык. Да и главный сюрприз, связанный с тайной личности Дума, напрямую связан с типично постмодернистской проблемой взаимопроникновения и обоюдного влияния миров разной природы. Любопытно, что внушающий ужас «сироп» изобретён злодеем на основе смеси из ацетона, бензола и скипидара, используемых художниками-мультипликаторами для очистки келя (буфера перемещаемого изображения) от краски.

Кто подставил кролика Роджера / Who Framed Roger Rabbit (1988): кадр из фильма
Эдди успел вовремя

Лента стала исключительным подарком для киноманов, особенно для тех, кто в равной степени любит и ценит такие непохожие произведения, как классические анимационные короткометражки и «чёрные фильмы». Кто не мечтал увидеть, как заочные конкуренты Даффи и Дональд, два безумных селезня, наконец-то встретятся и… устроят непременный погром, так и не исполнив толком Венгерскую рапсодию №2 Ференца Листа?! Или – как «суперзвёзды» Микки Маус и Багз Банни, напротив, объединят усилия? А кому не жаль малышку Бетти Буп, незаслуженно забытую?.. Впечатляет и облик самого Мульттауна, погруженного в безудержное веселье и залитого ярким солнечным светом. Но всё это мастерски, с безупречным чувством стиля уравновешивается типичной, с лёту улавливаемой «нуаровской» интригой с обязательным частным сыщиком2, скрывающим травмирующие воспоминания, отличающимся крутым нравом, вечно сидящим на мели, обозлённым на весь свет, которому тем не менее удаётся распутать изощрённый заговор. Тонкая игра авторов по скрещению и препарированию жанров доставляет огромное эстетическое удовольствие, отличаясь таким же безупречным вкусом, с каким Ричард Уильямс компоновал образ самого кролика Роджера, совместив «уорнеровское лицо», «диснеевское туловище», «эйвериевские привычки»3, одеяние Гуфи, перчатки Микки Мауса и бабочку поросёнка Порки – и выдержав раскраску, напоминающую государственный флаг США. Но и в кричаще странный мир, где блюстителями закона трудятся ушлые хорьки, меч поёт голосом Фрэнка Синатры, а промышленное изделие «Дыра универсальная» спасает жизнь, с неизбежностью проникают элементы подлинной реальности. Оказывается, бредовый план судьи Дума всерьёз пыталась реализовать в середине 1930-х компания National City Lines!.. Остаётся лишь порадоваться за авторов, потративших рекордный (постепенно выросший до $70 млн.) для того времени бюджет, стяжав колоссальный коммерческий успех. По итогам сезона картина, собрав в мировом прокате $349,2 млн., заняла второе место, уступив только «Человеку дождя», а крупные студии вернулись (правда, в меньшем масштабе) к практике предварять сеансы новыми мультфильмами.

.

__________
1 – Заметим, задолго до «независимого» режиссёра Джона Джоста с личным шедевром «Ловушка» /1993/ (или «Инсценировка»), в оригинале – Frameup.
2 – Обойдя многих именитых претендентов (Форда, Николсона, Редфорда и даже Сталлоне!) и отчасти опираясь на работы в современном film noir «Мона Лиза» /1986/, Боб Хоскинс исполнил одну из лучших ролей.
3 – Сочетание и художественное осмысление наследия этих трёх направлений он сам считал стержневым.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Иванов П. Как «Роман с камнем» породил… режиссёра // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 11. – С. 22-24.
Багратиони-Мухранели И. О том, как был подставлен Кролик Роджер // Искусство кино. – 1990, № 6. – С. 32-35.
Видеоклуб // Ровесник. – 1990, № 2. – С. 32.
Эшпай Валентин А. Роберт Земекис. Здравомыслящий режиссёр // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 30. – С. 168-171.
Петров Андрей. Штурм магического королевства // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 30. – С. 172-174.
Ненашева Ольга. Этот фантастический мир // Экран – детям. – 1990, № 06. – С. 14.
Волшебный мир Уолта Диснея // Новости видео. – 1991, № 11 (04). – С. 1.
Эшпай Валентин. Этот пёстрый «чёрный рынок». 1988 // Видео Дайджест. – 1990, № 03. – С. 19-20.
Кинобестселлеры // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 05. – С. 32-33.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+