Курьер / Kuryer (1986)

Курьер / Kuryer (1987): постер

Полнометражный фильм (специальная премия Московского МКФ).

Другие названия: «Курьер» / «Courier», «Рассыльный» / «The Messenger Boy» (международные англоязычные названия).

СССР.

Продолжительность 88 минут.

Режиссёр Карен Шахназаров.

Автор сценария Александр Бородянский по повести Карена Шахназарова.

Композитор Эдуард Артемьев (номинация на премию «Ника»).

Оператор Николай Немоляев.

Жанр: комедия, драма, мелодрама

Краткое содержание
Лидия Алексеевна Мирошникова (Инна Чурикова) устраивает своего сына Ивана (Фёдор Дунаевский), окончившего школу, не сумевшего сдать вступительные экзамены в педагогический институт и теперь ждущего призыва в армию, на должность курьера в редакцию журнала «Вопросы познания». Получив задание доставить рукопись одному из авторов, профессору Семёну Петровичу Кузнецову (Олег Басилашвили), парень знакомится с его дочкой Катей (Анастасия Немоляева). Поначалу Иван производит на учёного не слишком благоприятное впечатление, но… только поначалу.

Также в ролях: Светлана Крючкова (Зинаида Павловна), Александр Панкратов-Чёрный (Степан Афанасьевич, главный редактор), Владимир Меньшов (Олег Николаевич),  Алефтина Евдокимова (Мария Викторовна Кузнецова), Евдокия Урусова (Агнесса Ивановна), Владимир Смирнов (Николай Базин), Андрей Вертоградов (Фёдор Иванович Мирошников), Элеонора Зубкова (гостья на дне рождения Кати), Николай Корноухов (работник отдела кадров), Лариса Курдюмова (гостья-певица), Олимпиада Калмыкова (гостья), Вера Сотникова (Наташа), Алика Смехова (Нина), Михаил Рогов (председатель приёмной комиссии), Сергей Чонишвили (Илья), в эпизодах Алёна Хмельницкая (девушка на вечеринке, без указания в титрах), группа «Меркурий» (без указания в титрах)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.09.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Курьер / Kuryer (1987): кадр из фильма
Простой курьер

В сезоне 1987-го картина пользовалась огромным успехом у публики, собрав аудиторию в 34,4 млн. человек, благодаря чему попала в число самых посещаемых1 отечественных лент. Результат стал личным рекордом Карена Шахназарова, чьи работы, в принципе, встречались широкой аудиторией благосклонно. Не менее знаменательным видится итог голосования читателей популярнейшего журнала «Советский экран», признавших «Курьера» (кстати, не обойдённого вниманием и профессионалов – отмеченного специальным призом на ММКФ жюри под председательством Роберта Де Ниро) лучшим фильмом года. Стоит ли удивляться тому, что на протяжении «перестройки» кинопроизведение неизменно становилось одним из главных объектов киноведческих исследований с социологическим уклоном? Много писали о том, как точно схвачен и удачно выведен на экран новый типаж современного героя – отрока, успевшего получить «путёвку в жизнь» и… остающегося не у дел, запутавшегося, скрывающего за самоиронией растерянность. При этом не обделённого ни умом, ни природной смекалкой, ни обаянием и чувством юмора – одним словом, настоящего парня не промах, который обо всём имеет собственную точку зрения и умеет быстро адаптироваться к любой ситуации. Даже строгий профессор Кузнецов, встретивший юного наглеца в штыки, вынужден сменить гнев на милость. Вместе с тем Иван, повторимся, не знает, что делать дальше, как жить, к чему стремиться – да и нужно ли вообще прилагать усилия? Или действительно достаточно, провернув пару-тройку удачных житейских махинаций, хотя бы – соблазнив Катю, тихо и спокойно, не напрягая нервы и ум, плыть по течению?.. Кое-кто из кинокритиков (кажется, Сергей Лаврентьев) проницательно провёл параллель между постановкой Шахназарова и наследием «пражской весны», отметив не только идейно-тематическое, но и сугубо эстетическое, стилистическое сходство с шедевром Милоша Формана «Чёрный Пётр» /1964/.

Курьер / Kuryer (1987): кадр из фильма
Покоряет девушку-красавицу

Впрочем, есть подозрение, что у тех, кто посмотрел (или только собирается ознакомиться) картину спустя значительное время, возникли иные ассоциации, начиная с заголовка. Но и с такой оговоркой «Курьер» воспринимается превосходным, пусть и не слишком типичным (отечественные режиссёры, обращаясь к судьбам подростков, чаще предпочитали драматическую или мелодраматическую интонацию), образчиком тинэйджеровской комедии по-советски, не уступающей достижениям западных конкурентов. Дело даже не в освещении новомодных поветрий – вроде увлечения брейк-дансом или видеобума2, тем более что Карен Георгиевич в обоих случаях точно не претендовал (достаточно назвать соответственно «Танцы на крыше» /1985/ и «Вокзал для двоих» /1983/) на лавры первооткрывателя. Проделки Мирошникова, честно признающегося, что его периодически «заносит» («Бывает, начну чего-нибудь рассказывать и не могу остановиться…»), обожающего затевать розыгрыши и разрушать обывательские стереотипы, вводя в ступор взрослых, кажутся до смешного характерными для переходного возраста. Кульминацией становится… спонтанная ложь (глупая шутка?) Ивана о том, что Екатерина беременна и что теперь он обязан сделать предложение руки и сердца. За этим следует не только разговор по душам со строгим, ошарашенным новостью папой, но и… неожиданное решение самой девушки: теперь-то придётся «сделать ребёнка». Вот только устроить волнующее познание плоти (в подвале многоэтажного дома, потому что не удалось найти другого подходящего места) не получается!.. Так в чём же разница?

Курьер / Kuryer (1987): кадр из фильма
Не обделён музыкальным слухом

Разница заключается в избранной точке зрения, Карен Шахназаров и кинодраматург Александр Бородянский (он адаптировал повесть, написанную режиссёром) всё-таки не позволяют себе, а следовательно, и нам, зрителям, остаться на одном с юным курьером уровне мировосприятия. Феномен Виктора Чернышёва (персонаж замечательного дебюта Марка Осепьяна, кстати, восстановленного и повторно выпущенного на киноэкраны в 1988-м) казался, скорее, исключением из правила, хотя и справедливо воспринимался шестидесятниками тревожным звоночком. Теперь – всё гораздо хуже. Чего, собственно, требовать от Мирошникова? Как будто парень слепой, глухой и ничего вокруг себя не замечает. Как будто не видит убогого интеллектуального уровня и полнейшего равнодушия сотрудников редакции научно-философского («Вопросы познания» – это вам не хухры-мухры!) журнала. Оказывается, Зиночка хотела бы выйти замуж за японца, поскольку у тех «технология самая передовая»… Как будто не понимает, что все вокруг стремятся найти тёпленькое местечко и под разговоры о высоких материях обеспечить себя материальными благами, как-то: приличный оклад, автомобиль, квартира в центре города и дача в окрестностях, а ещё – «поменьше работать». Собственно, сокровенные чаяния Кати, всерьёз (в отличие от шутника-сверстника) признающейся, что мечтает нравиться мужчинам и… «ехать в красивой спортивной машине, чтобы на мне был длинный алый шарф», – явление того же порядка. В свете этого и претензии старшего поколения, желающего знать, в чьи руки попадёт воздвигнутое здание, представляются неискренними. Во всяком случае менее искренними, чем искания Вани (искания, заметим, не афишируемые, незаметные для посторонних да и для друзей), чувствующего интуитивно, что подобное прозябание чревато пустой растратой самого драгоценного – жизни. И закадычного приятеля Колю Базина, одаренного дефицитным пальто, он поправляет искренне. Заключительные кадры с демобилизовавшимся военнослужащим (судя по всему, «афганцем», вернувшимся домой с обожжённым лицом, с медалями на груди), с которым встречается взглядом тот, кому скоро в армию, конечно, исполнены тревоги. Но… не так уж, если вдуматься, маловероятно, что Мирошников именно там, на войне, ведущейся у южных рубежей Родины, обретёт смысл существования. А гигантская страна?.. Или процесс утраты идеалов (как результат проигранной информационной конфронтации и перерождения влиятельной части элиты) окажется необратимым? Практика, к сожалению, покажет, что – да. Как именно это произойдёт, режиссёр исчерпывающе поведает в «Городе Зеро» /1989/.

.

__________
1 – Хотя и уступив, по иронии судьбы, другой, более легковесной молодёжной комедии – «Акселератке» Алексея Коренева.
2 – На дне рождения подруги Кати компания – представители «золотой молодёжи» – поглощена просмотром какого-то гонконгского боевика.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Колбовский Александр. История со счастливым началом // Экран – детям. – 1988, № 10. – С. 9.
Черняев Пётр. Вера Сотникова: «Хочу аплодисментов» // Мы. – 1991, № 9. – С. 45-50.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+