Курьер / Kuryer (1986)

Черняев Пётр. Вера Сотникова: «Хочу аплодисментов» // Мы. – 1991, № 9. – С. 45-50.

КУМИРЫ И ЗВЕЗДЫ

Вера СОТНИКОВА: «ХОЧУ АПЛОДИСМЕНТОВ…»

Считается, что в нашем кинематографе «звезд» сегодня нет и быть не может. Ерунда! «Звезды» есть, их надо только уметь видеть, надо пытаться разгадывать их тайны, следить за их полетом.

А мы и в обычное-то ночное небо перестали смотреть.

45

Вера Сотникова – «звезда». Ездит на «мерседесе», летит на премьеру своей ленты в Испании), размышляет над предложенными ей ангажементами в Лос-Анджелесе и Австралии. Любит сына, чистую квартиру, взять сковородку семечек – и читать, любит оставаться одна, а еще – Ренессанс, «золотой» XIX пек России, Набокова, небо Австралии, свой театр и режиссера Анатолия Васильева, которого считает настоящим учителем. Подучить английский – и можно выходить на мировой уровень.

Мне в редакционной почте попадалось несколько писем от молодых людей, считающих эту молодую актрису секс-символом нашего перестроечного кино. Одних проняла она до глубины души в военной ленте «Гу-ra!» о штрафниках, где играла библиотекаршу, в которую влюбился юный курсант-авиатор Боря Тираспольский. Не роковую соблазнительницу играла здесь Сотникова – а истомившуюся, полную нерастраченных чувств женщину, солдатку, может, уже и вдову. Ей и любовь-то дарить хочется тому, кто не ведал еще этого счастья (знает, как короток век «летунов» па фронте), и самой сил от жара мальчишеского сердца набраться – чтобы вытерпеть навалившиеся невзгоды, чтобы не разувериться, не озлобиться. Искренний, целомудренный образ создала здесь актриса. И даже любовная сцена в саду, на которую (скорее по инерции) поворчало старшее поколение, вряд ли кого-нибудь оскорбила, ведь сыграна она поэтично, нежно, тактично – и при этом чувственно.

Для других зрителей Вера Сотникова весьма соблазнительной и эротичной показалась в фильме «Десять лет без права переписки» по ироничной прозе Александра Кабакова. В картине, построенной на анекдотах, байках, небылицах, ходивших в послевоенной Москве, у актрисы – колоритный образ Фанки, подружки дворника Коли из печально знаменитого «Дома на набережной». Эта веселая, заводная девушка приглянулась однажды сластолюбивому Лаврентию Берия.

И вот уже его подручные приволокли, забрав ее прямо с катка, Фаину в резиденцию «человека в пенсне». Девушка понимала, что ничего хорошего здесь ждать не придется, и – видя шикарно накрытый стол – начинает принимать рюмку за рюмкой. Исключительно для самозащиты.

А потому, осмелев и несколько потеряв контрольная собой, выпаливает в лицо тому, чьи портреты она носила на демонстрации, кто он есть… Отчаянная в интимных делах с Колькой, она умела себя блюсти и не собиралась становиться любовницей похотливого убийцы.

Сотникова очень гордится сценой опьянения, считает, что редко какой эпизод дает так стремительно актеру переходить из одного состояния в другое. Роль сыграна, как говорится, па грани фола. Однако поклонников героине моего очерка она прибавила множество. Что ни говори, действительно соблазнительна ее Фаина.

Наверное, это обстоятельство и было решающим в выборе ее на роль героини в экранизации повести Валерия Брюсова «Последние страницы из дневника женщины». Фильм называется «Захочу – полюблю», он с успехом сейчас идет по стране: убежден, что красота Сотниковой, любовные страсти, обуревающие ее

46

Наталью Глебовну, амурные приключения этой томной дамы начала века заставляют многих мужчин в кинозале учащенно дышать. Очарование актрисы будит фантазию (в том числе и эротическую – чего уж скрывать), так что вот-вот начнется новый поток писем с просьбами напечатать фото пленительной артистки, написать о ней, плюс неизменные пылкие признания, требования дать ее адрес, телефон.

Я считаю – нормальная «звездная» лихорадка. Потому актеры и становятся кумирами публики, что олицетворяют лучшие качества, воплощают представление об идеале. Существует легенда, что в Америке поклонники знаменитой актрисы Греты Гарбо бросались во время сеанса к экрану и… целовали изображение своей любимицы. Не исключаю, что у кого-то подобные желания вызывают настенные и карманные календари с изображением Сотниковой, ведь недаром в «Захочу – полюблю» столь многие представители «сильного» пола сходят с ума по ее Наталье Глебовне.

…Помню, полгода назад я попал в аппаратную зала тонзаписи «Мосфильма». Шло как раз озвучивание мелодрамы «Захочу – полюблю». На экране Сотникова в старинном платье доверительно беседовала с Ольгой Машной, изображавшей другую светскую даму: «Счастье не в деньгах… Меня до отчаяния любит один человек – моложе меня на десять лет. Без достатка. Не могу избавиться от проклятия последней встречи с ним. Последние слона его как клятва: если ты уйдешь, я убью себя… Нет, пожалуй, я решусь и – уеду с ним за границу!»

Я видел через большое стекло, как п темноте павильона, плавно покачиваясь, будто плывя в вальсе, стоит у пульта с микрофонами и светящимися лампочками актриса. Режиссер не очень ровно смонтировал эпизод, и исполнительница никак ие1 могла попасть в артикуляцию своей героики: не хватало момента, чтобы набрать дыхание. Звукооператор злился: «Переозвучивать ее надо, опять не уложила текст». «Да нет, Вера справится, – убеждала его ассистентка. – Просто она нервничает, ей ведь вечером уже на другие съемки лететь».

В перерыве из павильона ко мне вышла девушка, разительно непохожая на ту романтичную пышноволосую даму на экране. Коротко стриженная, в коротких брючках, цветной майке, с темными очками, зацепленными за вырез на груди. Улыбка на усталом лице. И неуловимый шарм даже «в рабочее время». Уже после первых ее фильмов – «Признать виновным», «Внимание! Всем постам…», «Курьер», «Конец вечности» и телесериала «Государственная граница» пресса писала, что в этой начинающей актрисе кроются какая-то тайна, внутренняя гармония, не столь часто встречающиеся в нашей суетной жизни. Мол, именно эта тайна и подкрепляет атмосферу «фантастического реализма» в космическом детективе «Конец вечности» по Айзеку Азимову. Чистым притягательный женский облик на экране становится чуть ли не символом земной красоты.

Нет, в реальной жизни Вера Сотникова отнюдь не героиня жестокой мелодрамы. Хотя приходилось ей испытывать на себе и приступы ревности, и терпеть назойливые ухаживания – это не из самых приятных ощущений. Но знает, что бывает хуже: вот героиню криминально-

48

нравоучительной драмы «Признать виновным» ее кавалер от злости, что она охладела к нему, даже пырнул ножом.

…Мы присели в коридоре киностудии. Вера выглядела расстроенной и сквозь зубы досадовала на режиссера:

– Такие возможности упущены! Ведь это Брюсов! Модерн, символика, поток сознания! А снимали второпях, не успев ни костюмы подобрать как следует, ни атмосферу найти. Предлагаю постановщику: «Давайте эту сцену на тенях решим, давайте какую-нибудь деталь-аллегорию из брюсовских стихов на экран перенесем: например, летучую мышь, вцепившуюся в занавеску, или страницы книги, листаемые ветром». Нет. Говорит, что зритель не на это придет смотреть, а на эротические сцены (их у меня тут пять, в финале даже с девушкой, поскольку моя героиня кокетка, страстная натура, этакая «донна жуанита»). Есть моменты рискованные, достаточно откровенные – и важно было все сыграть без пошлости, лирично, красиво. Эротика – тонкая материя…

Пожалуй, пережимать здесь действительно нельзя. Момент интимности в искусстве ведь волнует по-настоящему тогда, когда не все показано и разжевано, когда не все подано «грубо и зримо», а что-то лишь угадывается, обозначается намеком, штрихом, давая простор зрителям мысленно «доиграть» ситуацию. В противном случае получится так грубо и плоско, что и близких-то пригласить на премьеру постесняешься.

Если честно, все эти «экранно-эротические этюды» для Сотниковой – лишь эксперимент в новом, запретном некогда жанре. Ей они интересны как момент обогащения своей исполнительской палитры. Ведь, по сути, она серьезная драматическая актриса, закончила школу-студию Московского Художественного театра, училась у такого известного мастера, как Олег Ефремов, в театре работала с настоящими «звездами» режиссуры – Анатолием Эфросом и Анатолием Васильевым, чьи спектакли имеют колоссальный успех за рубежом. Некоторое неудобство лишь в том, что «Школа драматического искусства», возглавляемая Васильевым, спектакли для публики почти не играет, режиссеру интереснее искать новые формы, кропотливо работать лабораторно…

– А я актриса, – вздыхает Вера. – Я хочу выходить на сцену. Может, это очень по-женски, но хочу цветов, аплодисментов, поклонников! «Вот ты вся в этом, Сотникова», – говорит мне Васильев, стараясь пристыдить.

А я отвечаю: «Да». И не поехала с театром недавно в Югославию, где в спектакле для меня была заготовлена главная роль. Выбрала съемки в фильме по Брюсову, но вот на то ли я сделала ставку – покажет время и мнение зрителей.

…Актерское дело влекло эту красивую девушку давно. Еще девятиклассницей пошла на прослушивание, когда московские педагоги из театрального училища приехали к ним в Волгоград искать талантливую молодежь. Вера им понравилась. Но в институт принимают лишь после десятого класса, пришлось год ждать. А планы на жизнь за этот год изменились. В столицу Вера Сотникова приехала – но с твердым намерением поступать… в университет на факультет преподавания русского языка для ино-

49

странцев. Впрочем, для сдачи документов у нее не оказалось какой-то справки, и ноги сами привели абитуриентку в проезд Художественного театра. Заглянув под старинные своды школы-студии МХАТ, вдруг поняла: хочу учиться здесь.

Сплав внутренней хрупкости и духовной твердости – характерная черта многих сценических и экранных героинь Сотниковой.

А число их растет. Скоро на экраны выйдут советско-марокканская историческая лента «Огненные барабаны» и боевик «Охота на сутенера». На телеэкране прошла с ее участием советско-чехословацкая лента «Право на прошлое». Снимается в советско-американском сериале «История Аляски» по Джеку Лондону, ждет ее съемочная площадка и Одесской студии… Но какие-то роли, которые хотелось бы сделать «своими», проходят мимо. Так, Вера очень жалеет о роли медсестры в советско-английской драме «Затерянный в Сибири», для которой, по словам постановщика, она оказалась слишком красива. Всего лишь раз сыграла в инсценировке «Доктора Живаго» Бориса Пастернака и страдает, что подобная роль, богатая чувствами и мыслями, может больше не встретиться, но…

– По гороскопу я Крыса, и в этом году мне предначертано добиться удачи в делах, – улыбается Вера. – Правда, хотелось бы и в любви. По натуре я человек мечтательный. О чем меч гаю? Чтобы все было нормально, чтобы мой семилетний Ян был здоров, чтобы воду горячую не отключили, когда хочется принять душ, чтобы лев не съел, на спине которого мне предстоит прокатиться скоро на съемках… Но вот читаю сейчас сценарии – и в ужасе! Опять чернуха, ширпотреб, дешевка. Сколько можно! Даже невероятно, что из такого количества предложений, какое мне сейчас идет, нечего выбрать.

На ее счету сегодня почти двадцать фильмов. Но упорно продолжает считать себя театральной актрисой. Ведь играла и Елену Андреевну в «Дяде Ване» Чехова, и Полину в «Игроке» Достоевского, и Маргариту в «Нельской башне» Дюма. В кино же то и дело разные подружки при главном герое да любовницы влиятельных богачей.

После презентации Ассоциации независимого кино СССР (есть такая организация, включающая в себя восемьдесят киностудий, вышедших из-под опеки Госкино), которую Вера изящно и остроумно вела, я поинтересовался, как она сама относится к «независимым» (ведь их продукция составляет чуть ли не половину того, что выходит у нас).

– Мне все это не очень нравится, – не стала кривить душой актриса. – Большинство «независимых» фильмов считаю просто посредственными. Обидно то, что в руках кинокооператоров большие деньги, а обернуться они могут глыбой пошлости, потоком безвкусицы.

И вдруг Вера чисто по-женски переключилась и вспомнила о чем-то забавном:

– Знаете, а меня недавно обезьяна поцеловала! Правда. Это должна была быть моя партнерша на съемках в Коста-Рике. Когда дрессировщица ввела за лапку эту смешную застенчивую шимпанзе, я так растрогалась, сразу протянула к ней руки – «Девочка моя!» – и она бросилась ко мне, впрыгнула на колени, обняла. И прямо в губы чмокнула, как человек!

Петр ЧЕРНЯЕВ

Фото Галины КОРЕВЫХ

50

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+