Курочка Ряба / Kurochka Ryaba (1994)
Другие названия: «Ряба, курочка моя» / «Riaba ma poule» (Франция) / «Ryaba, My Chicken», «Ася и курица с золотыми яйцами» / «Assia and the Hen with the Golden Eggs» (международное англоязычное название).
Россия, Франция.
Продолжительность 117 минут.
Режиссёр Андрей Кончаловский.
Авторы сценария Андрей Кончаловский, Виктор Мережко.
Композитор Борис Базуров.
Оператор Евгений Гуслинский.
Жанр: комедия, драма
Краткое содержание
Ася Клячина (Инна Чурикова), так и не вышедшая замуж, живёт в родной деревне — теперь уже одна, с курочкой Рябой и козой. Сын Серёжа (Геннадий Назаров) уехал в город на заработки, где связался с криминалом, а его отец Степан (Александр Сурин) изредка заглядывает в гости, в надежде опрокинуть стакан самогона. Александр Чиркунов (Геннадий Егорычев) разбогател, обзаведшись крепким хозяйством с лесопилкой. Мужчина в очередной раз делает Асе предложение руки и сердца, но… всё село ненавидит удачливого предпринимателя, от которого нет покоя ни днём, ни ночью. Ситуация резко меняется, когда женщина обнаруживает в сарае яйцо, да не простое, а золотое.
Также в ролях: Виктор Михайлов (Василий Никитич), Михаил Кононов (отец Никодим), Любовь Соколова (Мария), Александр Числов (секретарь в колхозе), Михаил Богдасаров (перекупщик на рынке), Владимир Ляховицкий (покупатель яиц).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.12.2023
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Интересно, организаторы Каннского международного кинофестиваля действительно решили создать интригу, выставив в конкурс работы российских (в недавнем прошлом – советских) братьев-режиссёров, снятые при финансовой поддержке французских кинокомпаний? Правда, жюри под председательством Клинта Иствуда1 наградило «Золотой пальмовой ветвью» «Криминальное чтиво» /1994/ Квентина Тарантино, отметив «Утомлённых солнцем» /1994/ Гран-при. Это, разумеется, не обрадовало Никиту Михалкова, а Андрей Кончаловский больше расстроился из-за того, что за лучшую женскую роль (Екатерины Медичи в «Королеве Марго» /1994/) отметили Вирну Лизи – вместо Инны Чуриковой. Естественно, «Курочка Ряба» не могла рассчитывать на мало-мальски ощутимый (хотя бы не уровне первой части в «перестроечном» 1988-м году) интерес публики, и даже во Франции аудитория составила всего 18 тысяч зрителей. Тем не менее фильм не прошёл незамеченным – напротив, вызвал бурную полемику, особенно в свете торжественной премьеры, устроенной на 1-м канале Останкино.
Кинематографиста не без оснований упрекали за отход от стилистики, найденной в «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Юрий Клепиков в итоге не сумел (не захотел?) придумать события продолжения, а привлечение в соавторы Виктора Мережко, естественно, выдавало намерение придать экранному действу трагикомический, в отдельные моменты фарсовый и… фантасмагорический характер. Тревожным звоночком прозвучал отказ от участия Ии Саввиной, посчитавшей сценарий оскорбительным. С выдающейся актрисой оказались солидарны многие из тех, кто ознакомился с готовым фильмом. Уже вступительные кадры, где обривали налысо (правда, не целиком) Андрея Сергеевича собственной персоной, отдавали невнятным эпатажем, и мало кому нравилось лицезреть народную артистку СССР в образе базарной торговки, давшей жёсткий отпор конкуренту, недовольному тем, что баба сбивает цены на куриные яйца. Так вот в кого превратилась застенчивая Ася-хромоножка?! Так вот в каких условиях живут селяне?..
Впрочем, ретроспективно «Курочка Ряба» воспринимается с любопытством – и с большей симпатией. Отдельные нестандартные решения, конечно, несопоставимы с новаторством оригинальной картины. Подумаешь, птица заговорила человечьим голосом и разрослась до размеров слона! Подумаешь, персонажи походя ломают четвёртую стену, обращаясь непосредственно к аудитории и даже дышат в объектив кинокамеры! Подумаешь, острые, гротескные фрагменты сняты с использованием так называемой пиксиляции (техники, запомнившейся, в частности, по «Соседям» /1952/ Нормана МакЛарена)… Несравненно важнее, что, вернувшись в знакомый Кстовский район Нижегородской области (в село Безводное, соседнее Кадницам), к тем же самым людям, Кончаловский не так уж сильно уступил в части раскрытия образа постсоветской деревни ведущим документалистам – вроде Виктора Косаковского и Сергея Дворцевого. Жанровая условность не помешала Андрею не только запечатлеть скудный быт крестьян, очутившихся в ситуации разрушения социалистических устоев, но и сделать слепок умонастроений. Казалось бы, пример Чиркунова должен массово вдохновить на фермерство и частное предпринимательство. Ан нет! Жители упорно цепляются за колхоз – и наверняка б расправились на скорую руку с зажиточным соседом, кабы не высоченный забор, не ветераны-афганцы в работниках и не… выставленная в знак примирения дармовая водка. Но если покопаться поглубже, становится ясно, что причина – вовсе не в зависти, не в лени, не в привычке полагаться на заботу государства. Граждане, вопреки обрушившейся на головы массированной пропаганде, ощущают себя обманутыми и преданными. А главное, чувствуют, что капитализм подсовывает глубоко чуждые природе русского народа идеалы. Золотое яйцо, якобы снесённое (как в сказке) курочкой Рябой, как раз служит проверкой на сплочённость. То, что все (и покупатели-бандиты, и продавцы) остались в итоге с носом, – не беда. Ведь и Саша, уверявший, что достаточно навкалывался «на них» (на вождей компартии, чьи профили в молодости вытатуировал на груди) и что хочет теперь трудиться на себя, сжигает к чёртовой бабушке своё хозяйство. Лишь бы Ася сказала, что любит… Пожалуй, можно согласиться (хотя бы с оговорками) с рассуждениями Клячиной, что не так уж сильно мы изменились за тысячу лет. Позже справедливость наблюдений режиссёра подтвердит Сергей Георгиевич Кара-Мурза.
.
__________
1 – Вице-президентом была Катрин Денёв, а среди членов значились, в частности, Пупи Авати и наш соотечественник Александр Кайдановский.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Катков Валерий. Снесла курочка яичко // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 26. – С. 2-3.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий