Леди в озере / Lady in the Lake (1947)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Дама в озере» / «Женщина в озере» / «Женщина на озере» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 105 минут.
Режиссёр Роберт Монтгомери.
Автор сценария Стив Фишер по роману Рэймонда Чандлера.
Композиторы Дэвид Снелл, Морис Голдман (без указания в титрах).
Оператор Пол Фогель.
Жанр: криминальный фильм, нуар, детектив, триллер
Краткое содержание
Частный сыщик Филип Марлоу (Роберт Монтгомери), не избалованный богатыми клиентами, откликается на предложение издательства Kingsby Publications написать небольшой рассказ по мотивам уголовного дела, к расследованию которого был причастен. Однако ему не составляет труда понять, что Эдриенн Фромсетт (Одри Тоттер) интересует не только литературное произведение. Недолго думая, Марлоу соглашается разыскать Кристал (Эллэй Морт, только упоминание в титрах) — супругу её босса Дерэйса Кингсби (Леон Эймс), сбежавшую от мужа.
Также в ролях: Ллойд Нолан (лейтенант ДеГармот), Том Талли (капитан Кейн), Джейн Медоуз (Милдред Хэвеленд), Дик Симмонс (Крис Лэйвери), Моррис Анкрум (Юджин Грэйсон), Лила Лидс (девушка в приёмной).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.12.2016
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вскоре после выхода на экраны боевика «Хардкор» /2015/ кое-кто, превознося оригинальность замысла и его блестящее воплощение, договорился до того, что авторы первыми столь масштабно задействовали приём, прежде использовавшийся кинематографистами ограниченно. Но ведь это совсем не так! Ранние попытки применения «субъективной камеры» относятся ещё к периоду «великого немого», а с приходом звука находку блестяще развил Рубен Мамулян, заставив зрителя взирать (в прологе знаменитого хоррора о раздвоении личности) на окружающую реальность глазами доктора Джекилла. До абсолюта же идею довёл Роберт Монтгомери, чей эксперимент казался настолько смелым, что вызвал неудовольствие Рэймонда Чандлера. Во второй по счёту (официально – дебютной) постановке знаменитого актёра повествование ведётся от лица Филипа Марлоу, которого мы видим только в отражениях и в тех кратких фрагментах, когда частный сыщик обращается непосредственно к аудитории, обещая изложить события строго так, как сам их воспринимал. Между прочим, опыт не был обойдён вниманием нашего классика Сергея Эйзенштейна, пусть и удостоившего (в обстоятельной статье «О стереокино») картину не слишком высокой оценки, да и неплохие коммерческие показатели1 всё-таки не убедили студии в безграничной перспективности предложенного художественного метода. Даже в «Чёрной полосе» /1947/ Делмер Дейвз отказался от крайностей, добившись, к слову, более интересного художественного результата. Наконец, скажем больше: Илья Найшуллер знал о существовании «Леди в озере» – и поместил в кадр рекламный плакат (висящим на стене квартиры) легендарного нуара.
С технической точки зрения работа заслуживает всяческих похвал. Отдельные фрагменты искренне восхищают мастерством оператора Пола Фогеля, заставляя гадать, как ему удалось не «засветить» аппаратуру в зеркале или, скажем, впихнуть громоздкое оборудование в салон автомобиля (в декорацию салона автомобиля?). Жаль, правда, что авторы не ввели некий колебательный эффект: из-за инертности и малоподвижности кинокамеры (в эпизодах, когда Филип куда-то направляется пешком, беседует с заказчиками, свидетелями, полицейскими и т.д.) ощущение естественности несколько теряется. Однако главный просчёт режиссёра (чего, по-видимому, как раз опасался беллетрист) заключается в другом. Ладно ещё, Монтгомери и Стив Фишер проигнорировали отсылки к вступлению США во Вторую мировую войну, занимавшие важное место в одноимённом романе, написанном вскоре после атаки Пёрл-Харбора и вышедшем из печати в тревожном 1943-м году. Хуже, что новаторская форма кинопроизведения невольно поглощает почти всё внимание публики, которой, право, нелегко следить за хитросплетениями интриги и вообще – задумываться над содержанием. А ведь речь, как обычно у Чандлера, идёт прежде всего о человеческих натурах, раскрывающихся не с лучшей стороны, когда следуют негативным эмоциям и низменным желаниям, будь то ревность, жажда мести или денег. Однако искушённого частного детектива, привычно напускающего на себя вид циника и мизантропа, не так-то просто провести. Тайна леди в озере, «сыгранной» несуществующей актрисой Эллэй Морт («Ellay Mort» созвучно французскому словосочетанию «elle est morte», то есть ‘она мертва’), будет раскрыта, невзирая ни на какие ухищрения преступников и просто нечистых на руку личностей.
.
__________
1 – При бюджете чуть более $1 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $1,8 млн., за рубежом – $0,8 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий