Леон / Léon (1994)

Кудрявцев Сергей. За пригоршню долларов // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 28. – С. 78-80.

ЗА ПРИГОРШНЮ ДОЛЛАРОВ

Американцы большие патриоты. Их даже можно заподозрить в национальной чванливости, поскольку они признают все только американское, в том числе кино. За океаном не желают смотреть западноевропейские фильмы (не говоря уже обо всех остальных). И проблема заключается не только в том, что американцы абсолютно не переносят дублированные картины, когда артикуляция персонажей, как ни старайся, все равно не совпадает с речью. А копии на оригинальном языке, сопровожденные субтитрами, тоже могут рассчитывать лишь на узкий кинопрокат. Впрочем, и англоязычные ленты из Великобритании, Канады или Австралии – отнюдь не обречены на успех, хотя бывают редкие исключения.

Кстати, и не всегда достаточно точно можно разобраться с «вывертами кинобизнеса», ибо в создании таких популярных американских фильмов, как «Искатели потерянного ковчега» или «Танцы с волками», какое-то участие принимали английские фирмы. Следует ли на этом основании считать их американо-английскими картинами? Гораздо значительнее вклад кинодеятелей из Великобритании при съемке известной ленты «Доктор Живаго», которая с результатом 47,25 миллионов долларов прокатной платы (это, как правило, составляет примерно половину от кассовых сборов) могла бы стать самой коммерческой среди британских фильмов, демонстрировавшихся в США. Но опять же американцы в разных изданиях склонны причислять «Доктора Живаго» к исключительно американским кинопроизведениям. Рекорд «Доктора Живаго» должна превзойти новая лента «Интервью с вампиром», тоже снятая при участии англичан, но все-таки приписываемая американцам. А вот относительно «бондианы» у них особых сомнений нет – поэтому все серии о Джеймсе Бонде, кроме «Никогда не говори «никогда», признаны английскими. Таким образом, «Осьминожка» и «Мунрейкер» с показателями соответственно 34,0 и 33,9 млн. долларов принадлежат к наиболее кассовым. Правда, их обошел тоже почти чисто британский мюзикл «Кинорокшоу ужаса» с результатом 38,1 млн.

Определенно канадскими названы ленты «Заведение Порки» (55.6 млн.) и «Простаки» (21,2 млн.), самые коммерческие среди фильмов соседней с США страны. Между прочим, данные по американскому прокату приводятся как раз с учетом демонстрации картин и в США, и в Канаде – иначе этот кинорынок можно охарактеризовать как североамериканский. Но мало кто из зрителей подозревает, смотря то же «Заведение Порки» (у нас оно известно как «Поросята»), что эта комедия сделана в Канаде. Намного вероятнее, что популярную ленту «Данди по прозвищу «Крокодил» связывают с Австралией, хотя бы потому, что действие происходит на этом пятом континенте. И ее ошеломляющий успех во всем мире, включая Америку, в общем, беспрецедентен – показатель 70,2 млн. долларов прокатной платы, позволивший даже попасть в число пятидесяти рекордсменов за всю историю проката США, свидетельствует, что в ряде случаев заносчивые янки готовы простить акцент «осей», как фамильярно они называют австралийцев.

Симптоматично, что самый кассовый фильм других стран – подумать только, интеллектуальная трагедия «Последнее танго в Париже» с результатом 16,7 млн.! – снят в оригинале на английском языке, лишь с некоторыми сценами на французском. А следующие за ним «Медведь» (13,5 млн.), «Боги, должно быть, сошли с ума» (13,0 млн.) и «Битва за огонь» (12,25 млн.) вообще почти лишены слов, то есть понятны без перевода. Картины «Бесконечная история» (10,1 млн.), «Тэсс» (9.9 млн.) и «Калигула» (9,75 млн.) тоже изначально англоязычны. Невероятный успех мексиканской иронической мелодрамы «Как горячий шоколад» (примерно 9 млн.), продержавшейся в прокате почти два года, больше, чем «Парк юрского периода», наверно, можно объяснить не только жанровым своеобразием этого фильма, но и наличием в США немалого количества испаноговорящих зрителей. И лишь затем удостоились чести признания американской публикой ленты на иных языках, но все в какой-то степени скандально знаменитые: «Я любопытна(желтый)», «Клетка для безумных», «Сладкая жизнь».

Если для сугубо американских лент ныне считается неплохим результат 10 миллионов долларов прокатной платы, то для иноязычных (между прочим, и Оскары, согласно формулировке американской академии киноискусства, даются не иностранным, а именно иноязычным кинопроизведениям) даже сумма в 3 миллиона (как, например, для «Сирано де Бержерака») уже является успешной. Кстати, номинация на Оскара, а тем более полу-

78

чение этой престижной премии помогает неанглофонным (термин, конечно, не идеален) картинам сделать дополнительные сборы в прокате США. Но американцам порой выгодно не усердствовать по продвижению на экраны своих кинотеатров, допустим, французской «Никиты» (она смогла добиться всего 3,3 млн.), а перекупить права на сценарий и тут же сделать собственный римейк «Точка возврата», собравший в 4 раза больше. Или заранее побеспокоиться, чтобы режиссер Люк Бессон снял новый фильм «Леон» уже на английском языке, только что выпущенный в Америке под названием «Профессионал» – но и он в лучшем случае может рассчитывать на прокатную плату в пределах 10 миллионов долларов, то есть все равно меньше, чем у довольно бледной американской копии «Никиты». «Се ля ви!» – как говорят французы. Приходится довольствоваться и этой жалкой «пригоршней долларов». Ведь и замечательный мастер кино Серджо Леоне, автор вестерна «За пригоршню долларов» и других великолепных фильмов в излюбленных для американцев жанрах, не был принят с радушием, лишь за фильм «Хороший, Плохой, Злой» о периоде гражданской войны в США сумев получить более 6 миллионов долларов прокатной платы.

ФИЛЬМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ СОЗДАННЫЕ С УЧАСТИЕМ АМЕРИКАНСКОГО КАПИТАЛА (С РЕЗУЛЬТАТОМ НЕ МЕНЕЕ 15 МИЛЛИОНОВ ПРОКАТНОЙ ПЛАТЫ)

1. «Интервью с вампиром (Interview with the Vampire), 1994, режиссер Нил Джордан, прогноз – 55 млн.

2. «Доктор Живаго» (Doctor Zhivago), 1965. режиссер Дэвид Лин – 47,25 млн., лауреат пяти Оскаров.

3. «Кинорокшоу ужаса» (The Rocky Horror Picture Show), 1975, Джим Шармен – 38.1 млн.

4. «Осьминожка» (Octopussy), 1983, Джон Глен – 34,0 млн.

5. «Мунрейкер» (Moonraker), 1979. Льюис Гилберт –33.9 млн.

6. «Сияние» (The Shining), 1980, Стенли Кубрик – 30.9 млн.

7. «Огненные колесницы» (Chariots of Fire), 1981. Хью Хадсон – 30,6 млн., лауреат четырех Оскаров, в том числе за фильм.

8. «Рыбка по имени Ванда» (A Fish Called Wanda), 1988. Чарлз Крайтон – 29.8 млн., лауреат одного Оскара.

9. «До потемнения в глазах» (The Living Daylights). 1987. Джон Глен – 27.9 млн.

10. «Возмутительная игра» (The Crying Game). 1992. Нил Джордан – 26,583 млн., лауреат одного Оскара.

11. «Только для личного ознакомления» (For Your Eyes Only). 1981 Джон Глен – 26,577 млн.

12. «Четыре свадьбы и похороны» (Four Weddings and a Funeral), 1993, Майк Ньюэлл – примерно 26 млн.

13. «2001 год: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyseey), 1968. Стенли Кубрик – 25.5 млн., лауреат одного Оскара.

14. «Вид на убийство» (A View to a Kill), 1985, Джон Глен – 25,3 млн.

15. «Ганди» (Gandhi), 1982. Ричард Аттенборо – 25,0 млн., лауреат восьми Оскаров, в том числе за фильм.

16. «Шпион, который любил меня» (The Spy Who Loved Me), 1977. Льюис Гилберт – 24,4 млн.

17. «Грейстоук: Легенда о Тарзане, повелителе обезьян» (Greystoke: The Legend of Tarzan, Lord of the Apes), 1984. Хью Хадсон – 23,2 млн.

18. «Голдфингер» (Goldfinger), 1964, Гай Хэмилтон – 23.0 млн., лауреат одного Оскара.

19. «Цельнометаллическая оболочка» (Full Metal Jacket). 1987. Стенли Кубрик – 22,7 млн.

20. «Бандиты во времени» (Time Bandits), 1981. Терри Гиллиам – 20,5 млн.

21. «На один мост дальше» (A Bridge Too Far), 1977, Ричард Аттенборо – 20,4 млн.

22. «Лоренс Аравийский» (Lawrence of Arabia), 1962, Дэвид Лин – 20.3 млн., лауреат семи Оскаров, в том числе за фильм.

23. «Алмазы вечны» (Diamonds Are Forever), 1971, Гай Хэмилтон – 19,7 млн.

24. «Убийство в Восточном экспрессе» (Murder on the Orient Express), 1974, Сидни Люмет – 19,1 млн., лауреат одного Оскара.

25. «Последний император» (The Last Emperor), 1987. Бернардо Бертолуччи – 18.9 млн., лауреат девяти Оскаров, в том числе за фильм.

26. «Лицензия на убийство» (Licence to Kill), 1989, Джон Глен – 18,0 млн.

27. «Томми» (Tommy), 1975, Кен Рассел – 17,8 млн.

28 «Ромео и Джульетта» (Romeo and Juliet), 1968. Франко Дзеффирелли – 17,5 млн., лауреат двух Оскаров.

29. «Битва титанов» (Clash of the Titans). 1981. Дезмонд Дэвис – 17.45 млн.

30. «Мост через реку Квай» (The Bridge on the River Kwai), 1957, Дэвид Лин – 17,2 млн., лауреат семи Оскаров, в том числе за фильм.

31. «Том Джонс» (Tom Jones), 1963, Тони Ричардсон – 17,1 млн., лауреат четырех Оскаров, в том числе за фильм.

32. «Экскалибур» (Excalibur), 1981, Джон Бурмен – 17,1 млн.

33. «Заводной апельсин» (A Clockwork

79

Orange), 1971, Стенли Кубрик – 17,0 млн.

34. «Оливер!» (Oliver!), 1968, Кэрол Рид – 16,8 млн., лауреат шести Оскаров, в том числе за фильм.

35. «Живи и дай другим умереть» (Live and Let Die), 1973, Гай Хэмилтон – 15,9 млн.

36. «Поля смерти» (Killing Fields), 1984, Роланд Жоффе – 15,9 млн., лауреат трех Оскаров.

АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ФИЛЬМЫ АВСТРАЛИИ, КАНАДЫ И СОВМЕСТНЫЕ ПОСТАНОВКИ С США

1. «Данди по прозвищу «Крокодил» (Crocodile Dundee), Австралия, 1986, режиссер Питер Феймен – 70,2 млн.

2. «Крокодил Данди II» (Crocodile Dundee II), Австралия-США. 1988. Джон Корнелл – 57,3 млн.

3. «Заведение Порки» (Porky’s). Канада, 1982. Боб Кларк – 55,6 млн.

4. «Простаки» (Meatballs), Канада, 1979, Айвен Райтмен – 21,2 млн.

5. «Безумный Макс. За пределами «Купола грома» (Mad Max. Bey- ond Thunderdome), Австралия-США, 1985, Джордж Миллер и Джордж Оугилви – 17.9 млн.

6. «Заведение Порки II: На следующий день» (Porky’s II: The Next Day), Канада, 1983, Боб Кларк – 17,2 млн.

7. «Фортепиано» (The Piano), Австралия-Франция, 1992, Джейн Кэмпион – 17,0 млн.

8. «Библия» (The Bible), Италия-США. 1966. Джон Хьюстон – 15,0 млн.

9. «Безумный Макс II» («Воин с дорог») – Mad Max II (The Road Warrior), Австралия, 1982, Джордж Миллер – 11,3 млн.

10. «Месть заведения Порки» (Porky’s Revenge). Канада, 1985, Джеймс Комак – 10,2 млн.

11. «Человек со снежной реки» (The Man from Snowy River), Австралия, 1982, Джордж Миллер – 10,0 млн.

12. «Леон» («Профессионал») – Leon (The Professional), Франция-США, 1994, Люк Бессон – примерно 10 млн.

13. «Калигула» (Caligula), Италия-США, 1977-1979, Тинто Брасс – 9,75 млн.

ФИЛЬМЫ ДРУГИХ СТРАН

1. «Последнее танго в Париже» (Last Tango in Paris), Италия-Франция, 1972, Бернардо Бертолуччи, фильм снят на английском языке – 16,7 млн.

2. «Медведь» (L’ours), Франция-ФРГ, 1988. Жан-Жак Анно – 13,5 млн.

3. «Боги, должно быть, сошли с ума» (The Gods Must Be Crazy). ЮАР под видом Ботсваны, 1984, Джейми Юйс – 13.0 млн.

4. «Битва за огонь» (La guerre du feu), Канада-Франция, 1981, Жан-Жак Анно – 12,25 млн., лауреат одного Оскара.

5. «Бесконечная история» (The NeverEnding Story), ФРГ-Великобритания, 1984, Вольфганг Петерсен, фильм снят на английском языке – 10,1 млн.

6. «Тэсс» (Tess), Франция-Великобритания, 1980, Роман Полянский, фильм снят на английском языке – 9.9 млн., лауреат трех Оскаров.

7. «Как горячий шоколад» (Coma agua para chocolate), Мексика, 1992, Альфонсо Арау – примерно 9 млн.

8. «Я любопытна (желтый)» (Jag ar nyfiken – gul), Швеция, 1967, Вильгот Шеман – 8,5 млн.

9. «Клетка для безумных» (La cage aux folles), Франция-Италия, 1979, Эдуард Молинаро – 8,1 млн.

10. «Сладкая жизнь» (La dolce vita), Италия-Франция, 1960, Федерико Феллини – 8,0 млн.

11. «Дзета» (Z), Франция-Алжир, 1969, Коста-Гаврас –7.1 млн., лауреат двух Оскаров, в том числе за лучший иноязычный фильм.

12. «Мужчина и женщина» (Un homme et une femme). Франция, 1966, Клод Лелуш – 6,3 млн., лауреат двух Оскаров, в том числе за лучший иноязычный фильм.

13. «Хороший, Плохой, Злой» (The Good, the Bad and the Ugly), Италия-Испания, 1967, Серджо Леоне, фильм снят на английском языке – 6,1 млн.

14. «Новый кинотеатр «Парадизо» (Nuovo cinema Paradiso), Италия-Франция. 1988, Джузеппе Торнаторе – 5,5 млн., лауреат Оскара за лучший иноязычный фильм.

15. «Лодка» (Das Boot), ФРГ, 1982, Вольфганг Петерсен – 5,3 млн.

16. «Возвращение Дракона» («Путь Дракона») – Return of the Dragon (The Way of the Dragon). Гонконг, 1973, Брюс Ли, фильм снят на английском языке – 5,2 млн.

17. «Эмманюэль» (Emmanuelle), Франция, 1974, Джаст Джэкин – 4,9 млн.

18. «История О» (Histoire d’O), Франция, 1975, Джаст Джэкин – 4,7 млн.

19. «Эльвира Мадиган» (Elvira Madigan), Швеция, 1967, Бу Видерберг – 4,35 млн.

20. «За несколько лишних долларов (For а Few Dollars More), Италия-Испания-ФРГ, 1965, Серджо Леоне, фильм снят на английском языке – 4,3 млн.

21. «За пригоршню долларов (A Fistful of Dollars), Италия-Испания-ФРГ, 1964. Серджо Леоне, фильм снят на английском языке – 4,2 млн.

22-23. «Вчера, сегодня, завтра (leri, oggi, domani), Италия-Франция, 1963, Витторио Де Сика – 4,1 млн., лауреат Оскара за лучший иноязычный фильм.

22-23. «Брак по-итальянски» (Matrimonio alFitaliana), Италия-Франция, 1964, Витторио Де Сика – 4,1 млн.

24. «Моя собачья жизнь» (Mitt liv som hund), Швеция, 1985, Лассе Хальст-рем – 4,1 млн.

25. «Фанни и Александр» (Fanny och Alexander), Швеция-Франция-ФРГ. 1983, Ингмар Бергман – 4,0 млн., лауреат четырех Оскаров, в том числе за лучший иноязычный фильм

Сергей КУДРЯВЦЕВ

80

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+