Лидеры кинопроката Гонконга по кассовым сборам / Hong Kong Box Office Champions
В одном из эпизодов «Двойной рокировки» продажный инспектор Лау предлагает Хону Саму в качестве места встречи кинозал, мотивируя выбор тем, что «сейчас всё равно никто не ходит в кинотеатры». По иронии судьбы, этот блистательный полицейский (и криминальный) боевик всё же превосходно прошёл в гонконгском кинопрокате1, по сей день значась среди самых кассовых кинопроизведений за всю историю. А в следующем, 2004-м году на экраны вышли «Разборки в стиле кунг-фу», зрелище по-своему эпохальное, подводящее черту под богатейшей традицией фильмов о китайских боевых искусствах, которое не осталось незамеченным и на границей. Но почему-то картина Стивена Чоу, наконец-то ставшего международной «суперзвездой», навевала грустные мысли в том духе, что лучшие, наиболее яркие и продуктивные годы кинематографа Сянгана остались позади. Достаточно лишь внимательно всмотреться в перечень рекордсменов.
Фильм |
Год выпуска |
Номинальные кассовые сборы, HKD |
2004 |
61 186 069 |
|
2001 |
58 781 704 |
|
1996 |
57 518 794 |
|
1995 |
56 911 136 |
|
2002 |
55 046 706 |
|
1994 |
52 529 768 |
|
1992 |
49 884 734 |
|
1992 |
48 992 188 |
|
1995 |
45 647 210 |
|
1997 |
45 420 457 |
|
Как видим, только три ленты увидели свет в новом веке и тысячелетии, остальные же семь – появились накануне Миллениума. Пожалуй, именно тогда «гонконгский спрут» (воспользуемся выразительным, пусть и не очень лестным, эпитетом советского киноведа Ромила Соболева), достиг предела своего развития. Начав во второй половине прошлого столетия с завоевания азиатских рынков (откуда без особого труда вытеснили таких сильных конкурентов, как японцы), следом местные продюсеры взялись за зрителей с Запада, а с наступлением эпохи видео повышенный интерес к их продукции стали проявлять и в социалистическом блоке. Боевики с Брюсом Ли и Джеки Чаном, цикл о монахах Шаолиня (в частности, трилогия с молодым Джетом Ли), самобытные кинофантазии, гангстерские саги Джона Ву – всё это заслуженно привлекало к себе повышенное внимание и широкой публики, и профессионалов. Причём и в самом Сянгане номинальные кассовые сборы росли огромными темпами, и если, например, «Большой босс» /1972/ принёс «всего» HKD3,1 млн., то уже «Проект А» /1983/ – в шесть с лишним раз больше. Вплоть до рубежного 1997-го бурный экстенсивный рост в общем и целом продолжался.
О чём ещё говорят нам цифры? Прежде всего сразу напрашивается вывод, что «десятку» нагло поделили два кумира: Стивен Чоу и Джеки Чан. Даже Чоу Юньфату осталась всего одна позиция! Первый из них как-то так с лёту, бесцеремонно взлетел на вершину Олимпа славы в начале 1990-х, делая ставку не столько на кун-фу (которым, к слову, владеет очень неплохо), сколько на юмор в чистом виде. Ценой неимоверных усилий, всякий раз прыгая выше головы и превозмогая боль от травм, с незавидной регулярностью получаемых на съёмках, Джеки возвращал себе титул абсолютного чемпиона, причём только в «Первом ударе» (пятой части «Полицейской истории») опираясь на прежние достижения. В итоге победа осталась за Стивеном, зато примерно в это же время соперник сделал хитрый финт ушами – покорил «фабрику грёз». Покорил с неправдоподобной лёгкостью!.. Впрочем, и Чан, и Чоу Юньфат, и Джет Ли, и режиссёры Джон Ву и Цуй Харк, не говоря уже об их соратниках (Стивене Чоу, Саммо Хуне, Тони Люне, Мишель Йео и других), всё же не забывают Родину. Переход Гонконга под юрисдикцию Китайской Народной Республики так ли неожиданно открыл для них, профессионалов высочайшего уровня, новые возможности. Так что шансы на то, что скоро местную кинематографию ждёт новый плодотворный во всех отношениях период, всё же есть.
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.03.2014
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
.
__________
1 – Мало того, благодаря римейкам (особенно голливудским «Отступникам» /2006/) приобрёл широкую популярность и за рубежом.
Добавить комментарий