Лидеры кинопроката Советского Союза по посещаемости / Top Films by Admissions in the Soviet Union

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.08.2014

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Лидеры кинопроката Советского Союза по посещаемости / Top Films by Admissions in Soviet Union
Мексиканские страсти за рубли

Патриотизм был одним из краеугольных камней идеологии СССР (как, впрочем, и Российской империи – и в отличие от Российской Федерации в период после её образования на осколках сверхдержавы), но видеть только в этом причину превалирования отечественных кинопроизведений в списке рекордсменов было бы несправедливо. Безусловно, деятельность Всесоюзного бюро пропаганды советского киноискусства и вообще – организация кинопроката в стране заслуживают очень высокой оценки. И всё же существеннее само отношение к кинематографу с первых лет после Октября со стороны ответственных государственных мужей1 как к одному из приоритетных направлений. Без ложной скромности можно констатировать, что киноиндустрия находилась в числе важнейших отраслей народного хозяйства. Кинорежиссёрам даже удавалось донести социалистические (шире – отражающие русское миросозерцание) идеи сквозь «железный занавес», вопреки информационной блокаде и жёстким запретительным мерам, хотя главное, конечно, не в том. Вплоть до конца 1980-х, то есть до разброда и шатаний «перестройки», наша кинематография не уступала никому из зарубежных конкурентов, включая Голливуд, по всем ключевым показателям: от сугубо утилитарных – экономических – и статистических до художественных. И простые зрители, что называется, голосовали ногами (и рублём) за фильмы, которые не то что нестыдно смотреть – которые в большинстве стали прорывами в своих жанрах и, кстати, ничуть не устарели по сей день. Вглядимся внимательнее, о чём речь, на примере первой десятки.

Фильм

Год выпуска

Посещаемость, млн. чел.

Есения

1971

91,4

Пираты XX века

1980

87,6

Москва слезам не верит

1979

84,4

Бриллиантовая рука

1969

76,7

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

1967

76,5

Свадьба в Малиновке

1967

74,6

Экипаж

1979

71,1

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

1965

69,6

Щит и меч (1 и 2 серии)

1968

68,3 и 66,3

Великолепная семёрка

1960

67

Итак, налицо несомненные достижения в кинокомедии (сразу три постановки Леонида Гайдая, из них две – посвящённые Шурику и трём его вечным соперникам), боевике («Пираты XX века»), мелодраме («Москва слезам не верит»), фильме катастроф («Экипаж»), мюзикле («Свадьба в Малиновке»), военно-приключенческом триллере («Щит и меч»). Охвачен почти весь жанровый спектр! Не менее показательно, что десятку с обеих сторон «замыкают» зарубежные ленты – мексиканская и американская. И если по поводу «Есении» сломано немало критических копий, а её триумф (равно как и популярность душещипательных индийских любовных историй) ехидно объясняли сумасшедшим ажиотажем среди зрительниц, то успех «Великолепной семёрки» представляется закономерным. Благородные устремления Криса, Вина и их товарищей оказались советским гражданам очень близки!.. В целом же соотношение наименований отечественной и зарубежной кинопродукции среди самых посещаемых кинолент, думаю, вполне адекватно отражает предпочтения широкой публики.

.

__________
1 – Одним из ярчайших тому свидетельств служат знаменитая фраза В.И. Ленина, произнесённая в беседе с А.В. Луначарским, со временем ставшая лозунгом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter