Лифт / De lift (1983)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Лифт» / «The Lift», «Вверх» / «Направляясь вверх» / «Goin’ Up» (международные англоязычные названия).
Нидерланды.
Продолжительность 95 минут.
Режиссёр Дик Маас.
Автор сценария Дик Маас.
Композитор Дик Маас.
Оператор Марк Фелперлаан.
Жанр: кинофантазия, фильм ужасов, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Феликс Аделар (Хуб Стапель), трудящийся в компании Deta Liften, пытается разобраться в причинах сбоев в работе трёх лифтов, установленных в одном из многоэтажных бизнес-центров Амстердама. Ему не удаётся найти источник проблем и устранить поломку – и в результате погибает несколько человек. Полиция рассматривает разные версии: от несчастных случаев до происков маньяка-убийцы. При содействии журналистки Мике де Бер (Виллеке ван Аммелрой) Феликс начинает собственное расследование.
Также в ролях: Жозин ван Далсум (Саския Аделар), Лиз Снойинк (женщина в лифте), Виске Стерринга (женщина в лифте), Хюб Брос (мужчина в лифте), Питер Литц (мужчина в лифте), Йохан Хобо (официант), Дик Шеффер (Герант), Пер Маскини (профессор).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.04.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
После нескольких короткометражек, в том числе – снятых для телевидения, и оставшейся незамеченной кинокомедии «Трупное окоченение» /1981/ Дик Маас взялся за реализацию по-настоящему интересного и оригинального замысла. Конечно, сравнительно скромный производственный бюджет1 диктовал массу ограничений. Съёмки прошли в сжатые сроки (около месяца), актёры вынужденно исполняли рискованные трюки, а на некоторые роли приходилось ангажировать непрофессионалов. Наконец, режиссёр-сценарист самолично сочинил музыку, которую записал на двух арендованных – всего на день! – синтезаторах: Jupiter 8 и Juno 60. Однако ему удалось заинтересовать идеей руководство Schindler Liften BV, пошедшее на всестороннее сотрудничество. В результате «Лифт» снискал заметный зрительский успех не только на Родине создателей, где собрал аудиторию в 648,7 тыс. человек, но и за рубежом. Представители голливудской кинокомпании Warner Bros., увидев фильм на кинорынке Каннского МКФ, оперативно приобрели права на прокат. Но ещё значимее представляется победа Дика на фестивале кинофантастики в Авориазе, где картина получила Гран-при, обойдя постановки таких мастеров, как Пол Верховен, Дэвид Кроненберг, Джон Карпентер. Причём, что особенно любопытно, последний из них также обратился (в «Кристине» /1983/, по Стивену Кингу) к мотиву бунта машин.
Сегодня исходная, скажем так, философская предпосылка вряд ли кого-то поразит до глубины души. Но в начале 1980-х озвученные кинематографистом опасения, надо полагать, пугали не на шутку. Авторы делают всё, чтобы мы, ещё не поняв, в чём дело, засомневались в правильности поспешных выводов блюстителей закона, насмотревшихся за свою жизнь всякого и склонных, самоуспокоившись, объяснять таинственные происшествия обыденными, совершенно прозаическими причинами. Ведь чем настойчивее въедливый лифтёр погружается в ситуацию, чем больше узнаёт подробностей (помогают и профессиональные навыки Мике, собирающей материал для статьи), тем меньше Феликса убеждают слова полицейских. Вместе с тем даже Аделару и де Бер кажутся чересчур смелыми (чтобы не сказать: бредовыми) рассуждения профессора, рассказывающего о достижениях и перспективах развития в микроэлектронике и в области разработки искусственного интеллекта. Разумеется, на поверку – не обходится без происков топ-менеджмента и владельцев холдингов и корпораций, спешно пытающихся скрыть результаты сомнительных экспериментов. И без расплаты в общем-то не обходится… Однако куда сильнее потрясает, повергнув в шок, сам образ «преступника», не «заболевшего» (вопреки уверению вовремя подоспевшего сотрудника компании, заинтересованного в сокрытии истины), а вышедшего из-под контроля, взбунтовавшегося, обезумевшего в стремлении бесконечно размножаться. Кто знает, не послужила ли постановка Мааса одним из источников вдохновения американским учёным Эрику Дрекслеру и Марвину Ли Минскому при написании научного труда «Машины создания: Грядущая эра нанотехнологии» /1986/, посвящённого, в частности, апокалиптической гипотезе «серой слизи»?! Это, если вдуматься, куда страшнее угрозы нашествия терминаторов, объявивших войну человечеству и даже способных заслать киборга-убийцу в прошлое… Позже, в начале нового столетия, режиссёр постарается повторить успех, но снятый за океаном римейк понравился мало кому.
.
__________
1 – В некоторых источниках мелькает сумма (надо полагать, пересчитанная из гульденов) €350 тыс.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий