Логово белого червя / The Lair of the White Worm (1988)

Логово белого червя / The Lair of the White Worm (1988): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Логово Белого Червя» (вариант написания названия).

Великобритания.

Продолжительность 93 минуты (версия на DVD-дисках – 85 минут).

Режиссёр Кен Расселл.

Автор сценария Кен Расселл по мотивам романа Брэма Стокера.

Композитор Станислас Сиревич.

Оператор Дик Буш.

Жанр: комедия, фильм ужасов

Краткое содержание
Энгус Флинт (Питер Капальди), остановившийся в небольшой частной гостинице в Дербишире, принадлежащей сёстрам Мэри (Сэмми Дэвис) и Ив (Кэтрин Оксенберг) Трент, обнаруживает в ходе археологических раскопок гигантский череп неопознанного существа. Джеймс д’Эмптон (Хью Грант), нынешний лорд Мэнорский, рассказывает шотландцу местное предание об исполинском «белом черве», сражённом его далёким предком. Молодой учёный смутно догадывается, что это как-то связано с серией таинственных событий, произошедших в церемониальном графстве. Подозрение падает на сексапильную леди Сильвию Марш (Аманда Донохью), обитающую в поместье «Темпл Хаус».

Также в ролях: Стрэторд Джонс (Питерс), Пол Брук (Эрни), Имоджен Клер (Дороти Трент), Крис Питт (Кевин), Джина МакКи (медсестра Глэдвелл), Кристофер Гейбл (Джо Трент), Джеки Расселл (женщина-змея), в эпизоде Кен Расселл (человек, говорящий по полицейской рации, озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.11.2021

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Логово белого червя / The Lair of the White Worm (1988): кадр из фильма
В том самом логове

«Логово белого червя» оказалось для Кена Расселла определённым художественным компромиссом. Дэн Айрленд, руководитель кинокомпании Vestron Pictures, являясь давним поклонником творчества английского кинематографиста, согласился профинансировать историческую мелодраму «Радуга» /1989/ (по Д.Г. Лоуренсу) – с условием, что прежде тот осуществит постановку хоррора. Отчасти это совпадало с желанием самого мастера, но именно отчасти… Поначалу Кен надеялся осуществить давно вынашиваемый замысел экранизации «Дракулы», однако в итоге был вынужден обратиться к другому произведению Брэма Стокера, опубликованному незадолго до кончины писателя (в 1911-м году). Проблема заключалась в том, что роман никогда не причислялся к достижениям литературы ужасов1, да и самому Расселлу книга нравилась, мягко говоря, не слишком. Неудивительно, что режиссёр-сценарист радикально переработал текст, по сути, лишь оттолкнувшись от поведанной в первоисточнике истории Адама, прибывшего из Австралии к престарелому дяде Ричарду Сэлтону.

Логово белого червя / The Lair of the White Worm (1988): кадр из фильма
Хищница

Дело не только в решении перенести действие в современность, притом что смена исторического контекста (вместо эдвардианской эпохи – период тэтчеризма) кажется по меньшей мере спорной. Если Стокер довольствовался наукообразным (криптопалеологическим, как сказали бы сегодня) объяснением происхождения феномена Дербишира, то Кен Расселл копает глубже – почти как белый червь! В его трактовке леди Сильвия Марш, конечно, является монстром (женщиной-змеёй, укус которой заразен и смертелен), но всё-таки не превращается в живое ископаемое – в пресмыкающееся исполинских пропорций, зато исправно приносит чудовищу в логове ритуальные жертвы. К недостаткам картины я бы отнёс слабую игру актёров (за исключением точно попавших в типаж Хью Гранта и сексапильной Аманды Донохью) и какую-то неряшливую, плохо продуманную детективную интригу. Тем не менее режиссёр вновь оправдывает репутацию одержимого визионера. Лучше всего запоминаются яркие, дразнящие, эпатажные (проникнутые дерзким антихристианским и одновременно фрейдистским пафосом) кадры навязчивых галлюцинаций, возникающих в сознании одной из героинь под воздействием яда. Здесь создатели «Логова белого червя» оказываются близки тогдашним творцам экстравагантного музыкального видео (например, перебравшемуся в США поляку Збигневу Рыбчинскому). И, безусловно, нельзя не отдать автору должное в умении явить достаточно впечатляющее зрелище, довольствовавшись относительно скромными производственными затратами – порядка $2 млн. Хотя кассовые сборы в заокеанском кинопрокате составили незначительную сумму ($1,2 млн.), «культовый» статус ленты на видео наверняка позволил многократно окупить вложения. Между прочим, любопытно, что исполнительницы ведущих женских ролей (Донохью и Сэмми Дэвис) перейдут в упомянутую выше «Радугу».

.

__________
1 – Напротив, заслужил отрицательные или скептические отзывы многих уважаемых личностей: от Говарда Филлипса Лавкрафта и Леса Дэниелса до Брайана Стейблфорда и Стивена Кинга.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Цыркун Н. Англия // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 03. – С. 38-40.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+