Луна над Парадором / Moon over Parador (1988)

Ветрова Татьяна. Соня Брага. Бездонная дона // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 92-93.

ЛИЦА БЕЗ ГРИМА

COHЯ БРАГА

БЕЗДОННАЯ ДОНА

Не так давно телевидение показало бразильский фильм «Дона Флора и два ее мужа», экранизацию романа Жоржи Амаду, переведенного и на русский. Почти через два десятилетия самая кассовая в истории бразильского кино картина, обошедшая экраны многих стран мира, добралась наконец и до России. И зрители смогли оценить звезду с другого континента, признанную в то время секс-символом своей страны.

В этой невысокой смуглой женщине с ладно скроенной фигуркой и копной смоляных волос привлекает красота естественности, неотшлифованная цивилизацией, и тот дар жизнелюбия, которым щедро наделяет природа людей смешанных рас.

Соня Мария Кампас Брага родилась в 1951 году в Маринге (штат Парана). Девочке было восемь лет, когда семья потеряла кормильца – на руках у матери-швеи осталось семеро детей. Она жила в нужде и лишениях, пока старший брат, работавший в шоу-бизнесе, не привел ее на телевидение, и 14-летняя Соня получила первую роль.

То были годы, когда процветали сериалы, завоевывавшие миллионную аудиторию (они пришлись по вкусу и нашим соотечественникам – вспомним хотя бы «Рабыню Изауру!»). В Бразилии появилась новая плеяда актеров, сформированных не театром, как это в основном было раньше, а телевидением. Темпераментная, обольстительная Соня Брага быстро обретает популярность благодаря общедоступности «домашнего кино».

А международную известность актрисе принес фильм молодого режиссера Бруно Баррету «Дона Флора и два ее мужа». Он собрал небывалое для Бразилии число зрителей – 12 миллионов, шел по всей Латинской Америке, попал на экраны Европы и США. Через несколько лет Бруно попытается повторить успех, экранизировав другой роман Амаду – «Габриэла». Но, несмотря на то, что съемки финансировались американской компанией «МГМ», а в дуэте

32

с Соней Брагой выступал Марчелло Мастроянни, картина не получила такого же признания.

Справедливости ради следует признать, что драматургическая основа «Доны Флоры» более оригинальна. Главная героиня разрывается между двумя мужчинами. Один из них – ее пристойный, но неимоверно скучный супруг-фармацевт. Другой – призрак первого (покойного) мужа, весельчака Вадиньо по прозвищу «Гуляка», по-прежнему наделенный вполне земными желаниями. Жозе Вилкер азартно играет непутевого и неистового выходца с того света, который так и норовит пристроиться на постель супружеской пары третьим… Все события происходят в жгуче-чувственной и мистической атмосфере бразильского штата Байя, откуда родом Жоржи Амаду. Писатель считал экранизацию очень удачной. И в самом деле, в ней не только точно воплощен замысел романа, но и, что еще важнее, передан его национальный дух. Вот как об этом говорит сам Амаду: «Ограниченность жизненных горизонтов, почти полный отказ от истинных ценностей жизни, деградацию мещанства я показал сквозь призму самого глубокого, благородного и бессмертного чувства – чувства любви. Дона Флора восстает против предрассудков, против всего, что угнетает и уродует любовь, делая ее либо низменной, либо преступной, против всего, что мешает человеку любить».

На экране дона Флора в исполнении Сони Браги предстает скромной красоткой, воспитанной в духе добропорядочной буржуазной морали. Она пытается противостоять натиску незваного гостя, но все же уступает ему. Ведь Вадиньо научил ее относиться к любви, как к празднику, внушив, что в этом чувстве ничего греховного нет. Даже в предельно откровенных сценах актриса показывает естественность и силу страсти, не стремясь при этом выставлять напоказ свою красоту и сексуальность. Персонажи Сони Браги, как правило, видят смысл жизни в любви, даже если их представления о ней решительно расходятся с нормами общественной нравственности. Такова героиня фильма режиссера Невилла д’Алмейды «Дама из автобуса». Исповедуя своего рода культ любви-наслаждения, она ежедневно подыскивает себе новых сексуальных партнеров в городском транспорте. Мозаика эротических похождений юной новобрачной, набирающейся опыта у разных мужчин, обусловила скандальный успех картины.

Иной, психологически более многозначный образ, создает актриса в ленте «Я люблю тебя» (1980) Арналдо Жабора – представителя экспериментального направления.

Соню Брагу стараются заполучить в свои фильмы очень разные режиссеры – их покоряет ее естественность и красота, порой чуть диковатая, порой грациозная, и полная свобода проявления чувств. С достоинством и непринужденностью неиспорченного существа актриса спокойно чувствует себя обнаженной перед глазком кинокамеры. Однажды Соня заметила: «Если ты принимаешь решение играть того, кто непринужденно разглагольствует о сексе, то надо быть последовательной и уметь раздеваться. Все прочее так же абсурдно, как изображение Че Гевары без упоминания о его политических идеях».

Дебют бразильской звезды в англоязычном фильме «Поцелуй женщины-паука» (I985) открыл ей дорогу в американское кино. Эктор Бабенко, родившийся в Аргентине, как режиссер известность приобрел в Бразилии. Последние годы он работает в США («Чертополох», «Играй в полях Господа своего»). Успех «Женщины-паука» во многом предопределил положенный в основу одноименный роман аргентинского писателя Мануэля Пуинга. В тюремной камере сидят профессиональный революционер Валентин (Рауль Хулиа) и гомосексуалист Молина (Уильям Херт), человек мягкий и совершенно далекий от политики. Коротая время, он без устали пересказывает соседу сюжеты любимых фильмов. За свою роль Херт был удостоен «Оскара», а Соня Брага сыграла в картине сразу три персонажа: героиню мира киновоспоминаний Молины, мистическую женщину-паука и парижскую актрису, влюбившуюся в нациста.

Определенной сенсацией стало участие Сони Браги в американском фильме «Война на бобовом поле в Милагро» (1988) Роберта Редфорда. Здесь актриса выступает в необычном для нее амплуа, сыграв с присущим ей огненным темпераментом женщину из народа — мужественную, трудолюбивую, способную повести за собой людей.

Поселившись в США и приобретя, наконец, свой дом в Лос-Анджелесе (до того у нее не было и клочка земли), Соня увлеклась работой в саду едва ли не больше, чем съемками. О своем творчестве она отзывается весьма скромно: «Я не обучена актерской технике, я просто нахожусь перед камерой, говорю, двигаюсь – и все».

Звезда первой величины в Бразилии – в Голливуде Соня Брага лишь одна из исполнительниц. Впрочем, такая ситуация ее ничуть не огорчает – ведь мэтры американского кино не забыли о ней. Она сыграла у Пола Мазурского в «Луне над Парадором» (1988), у Клинта Иствуда в «Новичке» (1991). В прошлом году на экраны вышла лента с ее участием «Горячее времечко», где партнером вновь стал Рауль Хулиа.

Соня не замужем, хотя молва постоянно связывает ее имя то с одним, то с другим кинематографистом из тех, с кем доводится работать. Но пока что бразильская метиска предпочитает свободу…

Татьяна ВЕТРОВА

93

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+