Любовные похождения блондинки / Lásky jedné plavovlásky (1965)

Любовные похождения блондинки / Lásky jedné plavovlásky (1965): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Любови блондинки» / «The Loves of a Blonde» (международное англоязычное название).

Чехословакия.

Продолжительность 90 минут.

Режиссёр Милош Форман.

Авторы сценария Милош Форман, Ярослав Папушек, Айвен Пассер, Вацлав Сашек по сюжету Милоша Формана, Ярослава Папушека, Айвена Пассера.

Композитор Евжен Иллин.

Оператор Мирослав Ондржичек.

Жанр: комедия, мелодрама, драма

Краткое содержание
Директор обувной фабрики в Зруче, являющемся местом сосредоточения предприятий лёгкой промышленности, где, как следствие, мужское население значительно (в шестнадцать раз!) превышает женское, просит командование Чехословацкой народной армии расквартировать у них какое-нибудь воинское подразделение. Генералитет идёт навстречу, и в городок прибывают резервисты.

Также в ролях: Хана Брейхова (Андула), Владимир Пухольт (Милда), Владимир Менсик (Вачовски), Иван Киль (Манас), Иржи Хрубы (Бурда), Милада Ежкова (мать Милды), Йозеф Себанек (отец Милды).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.03.2013

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Любовные похождения блондинки / Lásky jedné plavovlásky (1965): кадр из фильма
Резервисты на отдыхе

Мировая премьера картины состоялась на Венецианском международном кинофестивале в августе 1965-го – спустя год с небольшим после того, как на суд публики был вынесен «Чёрный Пётр» /1964/. Применительно к данному случаю можно смело использовать выражение «на волне успеха», тем более что и сам Милош Форман не стесняется описывать в мемуарах те творческие и материальные блага, которыми его на Родине одарили первые полнометражные фильмы1. Казалось бы, между двумя произведениями, близкими и по стилистике, и – в общем и целом – по тематике, невольно напрашивается параллель, как если бы авторы решили создать, так сказать, девичий вариант лирической повести о поре взросления, местами грустной, а местами радостной и беззаботной. Косвенным свидетельством в пользу подобных выводов служит и приглашение актёра Владимира Пухольта, которому, правда, теперь досталась партия не столь наивного и, вопреки показной задиристости, эмоционально ранимого юноши, а неглупого, уверенного в себе парня. Чуть ли не водевильное амплуа коварного соблазнителя!.. И главная героиня, блондинка Андула, пусть живущая не с родителями, а в фабричном общежитии, деля комнату с несколькими соседками, кажется ничуть не более взрослой и самостоятельной личностью, чем Пётр…

Любовные похождения блондинки / Lásky jedné plavovlásky (1965): кадр из фильма
Интимная близость

Милош поведал2, что в основу сюжета была положена подлинная история, которую ему довелось услышать в конце 1950-х от случайно встреченной в Праге девушки, приехавшей из Варнедорфа, поверив посулам солидного инженера, гостившего в их городке – центре текстильной промышленности севера страны. Ничего особенного, заурядный случай, какие, несомненно, имели место в любой стране и в любое время; нечто подобное произошло даже на съёмках ленты. Собственно, существование на экране актёров, большей частью – отнюдь не профессиональных, подобранных режиссёром по типажному признаку, потому и кажется таким естественным и достоверным, что они с лёту вписываются в совершенно обыденную, ничем не примечательную ситуацию. Трое приятелей-резервистов пытаются на вечере привлечь внимание понравившихся женщин, преодолевая природную застенчивость и… стараясь подальше отогнать мысль о том, что где-то ждут семьи, и украдкой положенное в карман обручальное кольцо предательски выпадет в неподходящий момент, едва не затерявшись на танцплощадке. Да и одиноко сидящие за столиком подружки, прекрасно понимающие, что движет их ухажёрами не первой молодости, всё-таки надеются хоть на какое-то веселье и разнообразие – вот уж воистину: и хочется и колется… Наконец, нечаянное (иначе не скажешь!) знакомство Андулы с пианистом Милдой меньше всего напоминает страстную любовь с первого взгляда, какой её описывают в душещипательных романах. Всё спонтанно, лишено возвышенного пафоса и чуточку нелепо, как примерно это и происходит в реальности.

Любовные похождения блондинки / Lásky jedné plavovlásky (1965): кадр из фильма
Невинность без защиты

«Глупости не стоит делать даже со скуки», – назидательно скажет Лизе Бричкиной охотник, остановившийся в доме её отца-лесника, в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» /1969/ и, соответственно, в блистательной экранизации, осуществлённой Андреем Ростоцким. Но эта нехитрая житейская мудрость, которую, порой срываясь в брюзжание и бесполезные упрёки, пытаются, как могут, донести до сына-музыканта родители, похоже, так и останется за гранью понимания юных героев… После танцевального вечера выяснится, что Андула вообще-то обручена с парнем, живущим где-то неподалёку, и в этом смысле намного удачливее ровесниц, но всё равно – втайне мечтает о прекрасном принце из сказки. Настолько, что ради эфемерного журавля в небе готова пожертвовать синицей в руках. Её финальные россказни коллегам о том, какие добрые и понимающие мама и папа у Милды, звучат уже печально… Конечно, Форман не стремился впадать в морализаторство или сатирически обличать обывательские нравы в провинции и столице, а жаждал захватить врасплох самую жизнь, интересную и прекрасную в каждом своём неповторимом мгновении. Оператор Мирослав Ондржичек с неизъяснимой нежностью запечатлевает на плёнку любые мимолётные фрагменты, будь то торжественная встреча прибывающего в Зруче поезда с резервистами или забавные сценки на танцевальном вечере. Однако таланта кинематографистов хватает для того, чтобы, так сказать, параллельно написать портрет (и тем самым – действительно продолжить линию, начатую в предшествовавшей картине) всего поколения тех, кто родился на излёте или после войны и имеет весьма смутное представление о лишениях, выпавших на долю старших.

Любовные похождения блондинки / Lásky jedné plavovlásky (1965): кадр из фильма
Милда у себя дома

Подобно тому, как в образе Петра блеснул Ладислав Яким, открытием «Любовных похождений блондинки» стала красивая и талантливая дебютантка – младшая сестра знаменитой Яны Брейховой, с которой Милош Форман, кстати, ранее состоял в браке. Милда делает Андуле двусмысленный комплимент, сравнивая её фигуру с гитарой с рисунка Пикассо, но Хана (Гана) по праву стала, как сказали бы сейчас, «секс-символом» чехословацкого экрана. Она встретится с режиссёром много лет спустя, на съёмках «Амадея» /1984/, которые Форман проведёт в Праге, ненадолго вернувшись в ЧССР после многолетнего отсутствия.

.

__________
1 – «Любовные похождения блондинки», в частности, выдвигались на соискание премий «Оскар» и «Золотой глобус», в обоих случаях уступив «Мужчине и женщине» /1966/.
2 – Форман М., Новак Я. Круговорот. – М.: Вагриус, 1999. – С. 182-183.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Отовсюду. Чехословакия // Искусство кино. – 1976, № 3. – С. 111-122.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+