Люди под лестницей / The People Under the Stairs (1991)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Люди под лестницей» Уэса Крэйвена» / «Wes Craven’s The People Under the Stairs».
США.
Продолжительность 102 минуты (усечённая версия – 99 минут).
Режиссёр Уэс Крэйвен.
Автор сценария Уэс Крэйвен.
Композитор Дон Пик.
Оператор Сэнди Сиссел.
Жанр: комедия, фильм ужасов, детектив, триллер
Краткое содержание
Юный Пойндекстер Уильямс (Брэндон Адамс), получивший обидное прозвище «Фул», и не хотел бы идти вместе с Лероем (Винг Рэймс), приятелем своей старшей сестры Руби (Келли Джо Минтер), на проникновение со взломом, но… Во-первых, хозяева дома, брат (Эверетт МакГилл) и сестра (Уэнди Роби) Робесоны, владеют множеством объектов недвижимости в лос-анджелесском гетто, которые сдают беднякам по завышенным ценам. А во-вторых, иначе никак не достать денег — и всю семью выселят из квартиры, не говоря уже о том, что маме требуется дорогостоящая врачебная помощь. Однако домушников ждёт масса неприятных сюрпризов.
Также в ролях: Э.Дж. Лэнгер (Элис), Шон Уэйлен (Роуч), Билл Коббс (дедушка Букер), Джереми Робертс (Спенсер), Конни Мэри Бразелтон (Мэри), Джош Кокс (молодой полицейский), Джон Хостеттер (полицейский в возрасте).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.01.2017
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Уэс Крэйвен крайне редко снимал фильмы ужасов «вообще», то есть оторванные от социальных реалий. Допустим, в «Кошмаре на улице Вязов» /1984/ (между прочим, режиссёр-сценарист вновь ввёл искажённо звучащую песню Now I Lay Thee Down To Sleep) огромное значение имела если и не сама злополучная улица, то точно – населённый пункт, один из тысяч в «одноэтажной Америке». Но в «Змее и радуге» /1988/ он предложил принципиально новую разновидность жанрового образчика – хоррора с легко прочитываемым злободневным, острокритическим подтекстом. «Люди под лестницей» развивают эту линию, несмотря на то, что действие развёртывается в Соединённых Штатах, а интонация насыщена специфическим «чёрным юмором». Грубо говоря, необязательно отправляться на Гаити, где практикуют культ вуду, или даже – путешествовать по малозаселённой местности, облюбованной каннибалами, чтобы повстречаться с самим воплощением зла!..
Эверетт МакГилл и Уэнди Роби, конечно, воплотили на редкость мерзкие образы – брата и сестры, пусть и называющих друг друга соответственно «Папочка» и «Мамочка»: актёра с актрисой, вероятно, именно здесь заметил Дэвид Линч, доверивший не менее колоритные партии супругов Хёрли из Твин Пикса. Вместе с тем причина не только в их явных умственных отклонениях и садистских пристрастиях. Узнав из новостей о вопиющем инциденте, когда два вора, проникших в дом, бесследно исчезли, а прибывшие по вызову сотрудники правоохранительных органов обнаружили в подвале детей, державшихся родителями взаперти, кинематографист словно задался вопросом: как такие вещи становятся возможными? Вроде бы высокоразвитое, образованное общество, богатейшая страна… Сообразительный, несмотря на обидное (означающее ‘глупец’, ‘шут’ или – в версии переводчика Андрея Гаврилова – ‘дурень’), паренёк быстро догадывается: социально-имущественный статус здорово выручает Робесонов. В этих людях, превращающихся в сущих ангелов, когда с визитом заглядывают блюстители порядка, органично сочетаются качества жестоких маньяков и, скажем так, представителей класса эксплуататоров, ничуть не более гуманных и милосердных. В таком случае «люди под лестницей» – не только несчастные дети, содержащиеся в скотских условиях, которым хозяева скармливают незваных гостей. Это ещё и бесправные обитатели гетто, служащие источником баснословных богатств таких вот уважаемых граждан – паразитов и психопатов, запершихся в персональной крепости и отменно вооружившихся, которые не по зубам даже местному криминалитету. Причём талант Крэйвена и, кстати, исполнителей, безусловным лидером которых выступает юный Брэндон Адамс1, позволяет добиться удивительного эффекта: дикие, противоестественные события воспринимаются вполне реалистичными. Есть подозрение, что зрители, очень неплохо (при бюджете $6 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $24,2 млн., за рубежом – $7,1 млн.) встретившие ленту, оценили сатирическую направленность кинопроизведения не менее высоко, чем искусство нагнетания саспенса.
.
__________
1 – Его могли запомнить ещё по дебютной роли – «детской версии» Майкла Джексона в музыкальной картине «Лунный путник» /1988/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Мастера и подмастерья ужасного цеха // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 26. – С. 133.
Вязов Владимир. Монстры вместо овощей // Видео-Асс Сателлит. – 1992, № 03. – С. 19.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий