Людвиг / Ludwig (1972)

Людвиг / Ludwig (1972): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Людвиг – сумерки богов» / «Ludwig – Le crépuscule des Dieux» (Франция), «Людвиг, или Сумерки богов» / «Ludwig ou le Crépuscule des dieux» (Франция), «Людвиг II» / «Ludwig II» (ФРГ), «Людвиг: безумный король Баварии» / «Ludwig: The Mad King of Bavaria» (международное англоязычное название).

Италия, Франция, ФРГ.

Продолжительность 235 минут (версии, демонстрировавшиеся в кинопрокате, – 186 минут, 185 минут, 144 минуты).

Режиссёр Лукино Висконти.

Авторы сценария и сюжета Лукино Висконти и Энрико Медиоли, при участии Сузо Чекки Д’Амико.

Использована музыка Роберта Шумана, Жака Оффенбаха и Рихарда Вагнера.

Оператор Армандо Наннуцци.

Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм

Краткое содержание
Едва принеся клятву на конституции Баварии и взойдя на трон, Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский (Хельмут Бергер) объявляет подданным, что намерен посвятить всего себя без остатка служению прекрасному — и что всеми средствами будет поддерживать деятелей искусств. Первым делом по указу Его Величества направляется приглашение прославленному композитору Рихарду Вагнеру (Тревор Ховард), скрывающемуся от многочисленных кредиторов, которому создаются самые благоприятные условия.

Также в ролях: Сильвана Мангано (Козима Фон Бюлов), Герт Фрёбе (отец Хоффман), Хельмут Грим (граф Дюркхайм), Изабелла Телезиньска (королева-мать), Умберто Орсини (граф Фон Хольштайн), Джон Маулдер-Браун (принц Отто), Соня Петровна (Софии), Фолькер Бонет (Йозеф Кайнц), Роми Шнайдер (императрица Елизавета Австрийская).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.11.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Людвиг / Ludwig (1972): кадр из фильма
Прогулки государя

То, что заключительная часть «немецкой трилогии» всё-таки заметно уступает предыдущим, – не вина создателей. Рождение шедевров суть великое таинство, тем более когда речь идёт о кинематографе, где результат зависит не только от усилий и вдохновения режиссёра, но от слаженности действий всех участников творческого процесса. Не возникает и тени сомнения, что сам Лукино Висконти приложил неимоверные усилия для реализации амбициозного и действительно сложного замысла, что помимо прочего – стало одной из причин перенесённого во время съёмок инсульта, имевшего серьёзные (можно сказать, роковые) последствия для здоровья. Воспользовавшись тяжёлым физическим состоянием маэстро, продюсеры, вложившие в постановку солидную сумму (бюджет оценивается в DEM 12 млн.), настояли на ряде уступок с его стороны, в первую очередь – на выпуске в кинопрокат не полной, авторской, а сокращённой на час версии. Дополнительному коммерческому успеху это, как известно, не способствовало1

Людвиг / Ludwig (1972): кадр из фильма
Недостижимый идеал

Конечно, Висконти, Энрико Медиоли и Сузо Чекки Д’Амико оказались последовательны в том смысле, что психопатологическая, с фрейдистским уклоном подоплёка поступков венценосной особы прочитывается не менее явно, чем в случае с Мартином фон Эссенбеком, с подачи гауптштурмфюрера СС Ашенбаха «легализовавшим» свои извращённые наклонности, и с композитором, чья внезапно охватившая душу противоестественная страсть приводит к скоропостижной смерти в Венеции. Кинематографисты не опускаются до изображения пошлых оргий в роскошных интерьерах отстроенных Людвигом величественных замков – наоборот, прозрачно намекают, что разделяют мнение тех, кто считает, что ничего подобного король себе и фаворитам не позволял. Другое дело, что жёсткое подавление спорадически возникавшей тяги к греху требовало от него колоссального внутреннего напряжения, отзывавшегося на психофизиологическом уровне – становившегося причиной затяжных недугов и непреодолимого желания укрыться от внешнего мира. Собственно, и пристрастие к искусству (опере, театру, живописи) как таковое не носило бескорыстного и благородного характера, будучи чистейшей сублимацией – результатом трансформации постыдных и мучительных комплексов. Хельмут Бергер, в «Гибели богов» /1969/ изобразивший умного и проницательного искусителя, не менее блестяще предстал в обличии «жертвы». В стремлении к недостижимому эстетическому идеалу (одним из воплощений которого выступила Елизавета Австрийская в исполнении неувядаемой Роми Шнайдер2

Людвиг / Ludwig (1972): кадр из фильма
Монарх гневается

Впрочем, художник такого масштаба, как Висконти не смог бы (наверное, даже если б захотел!) ограничиться сугубо внутренним, персональным аспектом личности. «Людвиг» во многих отношениях завершает (хотя известно о расстроенных по объективным причинам планах режиссёра развить тему в экранизации «Волшебной горы» Томаса Манна) размышления кинематографиста об извилистом пути Германии, пережившей поразительные взлёты и падения, отозвавшиеся зычным эхом на судьбах других наций. Логика истории неумолима, и истоки крупнейшей катастрофы XX века логично искать в переломном предшествующем столетии, тем более что идеологи Третьего рейха прямо называли одним из базовых источников вдохновения наследие Рихарда Вагнера. Но и задолго до того, как дух гениальной музыки породит трагедию, искусство находилось с жизнью в весьма непростых отношениях. Парадокс в том, что расточительный король-меценат оказался на троне в тот момент, когда подданные остро нуждались во властителе совсем иного типа – в воителе, способном вдохновлять народ, и крепком хозяйственнике в одном лице. Людвиг II, если угодно, личным примером обрисовал тупик романтизма в его крайнем проявлении, и у Баварии фактически не оставалось шансов устоять, сохранив суверенитет, перед растущим могуществом Пруссии, формировавшей империю железной рукой и несокрушимой волей. Повествование выстроено так, что основное действие прерывается воспоминаниями участников событий, обращающихся как бы непосредственно в камеру, и зритель словно выслушивает череду показаний свидетелей, по-разному относившихся к «обвиняемому» монарху. Но задача не в том, чтобы оправдать или осудить конкретную личность: главное – постичь законы эпохи, влияние которой на современность склонны недооценивать.

.

__________
1 – В Италии сеансы посетили 3,16 млн. человек (кассовые сборы составили ITL 1,45 млрд.), во Франции – 1,38 млн.
2 – Ради Лукино актриса нарушила некогда данный зарок не возвращаться к ролям, аналогичным Зисси.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Первый и второй фильм «немецкой трилогии»:
Гибель богов / La caduta degli dei (Götterdämmerung) (1969)
Смерть в Венеции / Morte a Venezia / Mort à Venise (1971)

 

Материалы о фильме:
Гавриков Игорь. Сорванное сердце // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 112-114.
Боброва О. Италия // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 1. – С. 12-14.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter