Люси / Lucy (2014)
Франция.
Продолжительность 89 минут.
Режиссёр Люк Бессон.
Автор сценария Люк Бессон.
Композитор Эрик Серра.
Оператор Тьери Арбогаст.
Жанр: фильм действия, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Двадцатипятилетняя американка по имени Люси (Скарлетт Йоханссон), учащаяся и работающая в Тайбэе, долго не соглашается, подозревая подвох, оказать небольшую услугу приятелю, с которым познакомилась накануне в ночном клубе. В итоге ей всё-таки приходится доставить «дипломат» с неизвестным содержимым мистеру Чжану (Чхве Мин Сик) — влиятельному наркобарону, возглавляющему корейскую преступную группировку. Ничем хорошим это закончиться, разумеется, не может…
Также в ролях: Морган Фримен (профессор Норман), Амр Вакед (Пьер Дель Рио), Джулиан Ринд-Тутт (англичанин), Пилу Асбек (Ричард), Анали Типтон (Кэролайн), Николас Фонгрет (Чжии), Ян Оливер Шрёдер (немец, выбранный для доставки наркотика), Лука Анджелетти (итальянец, выбранный для доставки наркотика), Луак Брабан (профессор), Пьер Граммон (профессор), Пьер Пуаро (профессор), Бертран Куоням (профессор), в эпизоде Люк Бессон (доктор в парижской больнице, без указания в титрах)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.11.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
«С возвращением, месье Бессон!» – невольно проносится в уме по завершении сеанса. Воодушевлённые (быть может, уверовавшие, что фильм заставил частично задействовать те самые 90% головного мозга, что в обычном состоянии не используются) зрители повалили на сеансы валом1, почти как на прежние работы Люка: от «Подземки» /1985/ до экстравагантного «Пятого элемента» /1997/. Говорят, Милла Йовович некоторое время даже рассматривала возможность исполнить ведущую партию, но в итоге её бывший супруг отдал приглашение новой музе, на сей раз – американке. Заметим мимоходом, что французский (хочется добавить, истинно французский) кинематографист, известный ценитель женской красоты, заставляет актрису предстать в начале повествования в таком виде, что на её фоне и Анн Парийо в образе преступницы и наркоманки, ещё не перепрофилированной в специального агента экстра-класса, покажется чуть ли не Жанной д’Арк. Смотреть на то, как иностранка, не отягощённая признаками высокого интеллекта, с лицом, измученным ночным бдением на дискотеках, долго и нудно препирающаяся со случайным, по сути, знакомым, сначала попадает (внезапно!) в смертельно опасную ситуацию, а затем – начинает превращаться в сверхчеловека, завораживает само по себе. Словно устав от работы «на других» (сочиняя сценарии, по которым снимают картины в лучшем случае под его кураторством), Люк с удовольствием преподаёт мастер-класс режиссуры и мастерства кинодраматурга. Такому филигранному воздействию на эмоции публики, остроумному жонглированию метафорами (имеются в виду кадры-врезки из «весёлой» жизни животных), виртуозному изменению ритма повествования, органичному использованию визуальных эффектов2 остаётся только завидовать. А ведь предшествовавшие бессоновские работы заставляли всё настойчивее уверяться в подозрениях, что мэтр уже не тот – что подрастерял былой энтузиазм и творческий потенциал.
Судя по просочившейся в прессу информации, «Люси» не появилась на свет вследствие неожиданного прилива вдохновения, а стала результатом долгого и кропотливого вынашивания замысла, связанного помимо прочего с ожиданием достаточного уровня развития компьютерных технологий. И это действительно авторский фильм, несмотря на то, что Люк по привычке (из прагматичных соображений) опирается на каноны популярных жанров. Озвучив устами мудрого профессора научную гипотезу, режиссёр с азартом наблюдает за тем, что будет, если сделанное допущение (возможность овладения незадействованными участками мозга) претворится в жизнь. Но введение криминальной интриги (мотив с доставкой нескольких партий наркотика т.н. «маленькими лошадками») потребовался не только из соображений зрелищности. Персонаж «старины» («олбдоя») Чхве Мин Сика олицетворяет собой не всесилие организованной преступности, запросто бросающей вызов правоохранительным органам, в том числе в Европе, а словно устоявшийся миропорядок как таковой, отчаянно сопротивляющийся тому, что братья Стругацкие называли «вертикальным прогрессом». Автор тонко подводит к соображениям в том духе, что человечество, «упёршись» в охвативший «общество потребления» гедонизм, уже, кажется, оставило слабые попытки найти смысл собственного существования – но у природы (Природы, Бога, Провидения, высшего разума) на наш счёт другие виды. Помня, что времени критически мало, девушка принимает единственно верное решение – оставляет людям доступ к великим знаниям и буквально сливается с окружающим миром, «растворяется» в материи. Стремление типичного постмодерниста вернуться, отказавшись от насмешливо-нигилистического подхода, к ключевым вопросам бытия, ставившимся – в свете нараставшей научно-технической революции – фантастами, остаётся только приветствовать. Вместе с тем приходится констатировать, что до убедительности произведений, скажем, Стэнли Кубрика и Андрея Тарковского, фильм не дотягивает. Автор, по сути, самоустраняется, заставляя ту, что была Люси, напрямую обратиться в зрительный зал с призывом – хотя и с оговоркой, что у неё нет уверенности в том, что Homo sapiens готов к овладению безбрежным знанием.
.
__________
1 – При бюджете $40 млн. (впрочем, по некоторым данным – €49 млн.) общемировые кассовые сборы составили $458,9 млн.
2 – Правда, здесь не обошлось без привлечения экспертов из-за океана – из знаменитой компании Industrial Light & Magic.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий