Мафиозо / Mafioso (1962)

Мафиозо / Mafioso (1962): постерПолнометражный фильм.

Другое названия – «Мафиози» (вариант перевода названия).

Италия.
Продолжительность 105 минут.

Режиссёр Альберто Латтуада
Авторы сценария Рафаэль Аскона, Марко Феррери, Агенори Инкроччи (в титрах как Age), Фурио Скарпелли (в титрах как Scarpelli) по сюжету Бруно Карузо.

Композитор Пьеро Пиччиони.

Оператор Армандо Наннуцци.

Жанр: комедия, криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Антонио Бадаламенти (Альберто Сорди), работающий хронометристом на автомобильном заводе в Милане, берёт отпуск и отправляется вместе с красавицей женой Мартой (Норма Бенгелл) и двумя дочками на родную Сицилию, к родителям. Он надеется хорошо отдохнуть, пообщаться со старыми друзьями и близкими, однако судьба готовит Антонио неприятный сюрприз.

Также в ролях: Габриэлла Конти (Розалия), Уго Аттанасио (Дон Винченцо),Чинция Бруно (Донателла), Катюсциа (Патриция, в титрах как Katiusca Piretti), Армандо Тине (доктор Занчи), Лилли Бистраттин (секретарь доктора Занчи).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.09.2013

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мафиозо / Mafioso (1962): кадр из фильма
Семейный обед

Тот, кто изучал в рамках курса истории зарубежного кинематографа в каком-нибудь гуманитарном вузе наследие итальянской школы, так мощно заявившей о себе, начиная с середины XX века, должен знать Альберто Латтуаду либо по «Огням варьете» /1950/, снятым совместно с дебютантом Федерико Феллини, либо по ранним неореалистическим кинопроизведениям. Причём он уже тогда, у истоков творческого пути, уделял особое внимание проблеме преступности1, однако его наивысшим достижением стал, по-видимому, именно «Мафиозо», с равными основаниями относимый и к «комедиям по-итальянски», и к криминальным лентам. Между прочим, фильм, в своё время отмеченный «Золотой раковиной»2 на кинофестивале в Сан-Себастьяне, удостоился немалой чести, попав в 2005-м году в ограниченный кинопрокат в США (и, кстати, собрав за полгода с небольшим с нескольких экранов $0,398 млн.) и позже – будучи выпущенным на DVD компанией The Criterion Collection. Отдельного упоминания заслуживает мнение Мартина Скорсезе, включившего этот, «один из лучших фильмов, когда-либо снятых о Сицилии», в перечень 15 гангстерских картин, произвёдших на него наибольшее впечатление в детстве и отрочестве – до того момента, как сам пришёл в киноиндустрию.

Мафиозо / Mafioso (1962): кадр из фильма
Антонио с супругой

Альберто Сорди, обладавший не только уникальным трагикомическим дарованием, но и умением придать жизненность банальным комедийным ситуациям, нащупать ключевые социальные проблемы, мучающие простых зрителей – «средних» итальянцев, находит немало сочных красок для своего Бадаламенти. Он вырвался из затхлого и отсталого мирка, неплохо устроился в жизни, стал большим человеком там, на промышленно развитом севере страны, а посему – возвращается домой с чувством победителя. Кинодраматурги Агенори Ингроччи и Фурио Скарпелли (они фигурируют в титрах как «Аге и Скарпелли»), набившие руку на разных популярных жанрах, предоставляют прославленному артисту массу возможностей обыграть колоритные особенности сицилийского быта, будь то неизменно роскошный семейный обед или покупка земельного участка, о котором давно мечтал престарелый отец Антонио. И даже грусть, напавшая на дражайшую супругу, не испортит настроение отпускнику! Но тем сильнее контраст с заключительной частью повествования, когда происходит событие из разряда тех, что открывают человеку глаза на окружающий мир и ложатся глубокой душевной травмой на всю оставшуюся жизнь.

Мафиозо / Mafioso (1962): кадр из фильма
Прирождённый талант!

В столь ярком и парадоксальном драматургическом решении определённо чувствуется мрачный и язвительный гений Марко Феррери и его постоянного соавтора Рафаэля Асконы. «Просьба» Дона Винченцо, разумеется, полностью соответствует негласным законам, на которых испокон веков держалась Сицилия, – нюанс в том, что мафия идёт в ногу со временем, распространяя свои интересы на весь мир, и бедному Бадаламенти придётся совершить незапланированный перелёт в Нью-Йорк. Преуспевающий «белый воротничок» в общем-то не имеет морального права обвинять благодетеля в коварстве или несправедливости… Но от этого ему не становится легче – и, кажется, сама судьба подбрасывает назойливого темнокожего прохожего, не дающего сосредоточиться перед подлым делом. Латтуада словно включается в развернувшуюся тогда полемику о негативных и позитивных последствиях поглощения индустриальным – пока без приставки «пост-» – обществом традиционного уклада (частным аспектом вопроса было явление ускоренной урбанизации развитых стран), поверяя доводы крайними, критическими условиями. Фильм начинается и завершается производственными кадрами – зарисовками трудовых будней, но уже не скажешь, что перед нами один и тот же человек. От прошлого так просто не избавиться…

.

__________
1 – Правда, «Бандит» /1946/ повествовал о скатывании к уголовщине в ситуации послевоенной разрухи.
2 – Обойдя, в частности, постановку голливудского мастера Блэйка Эдвардса.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+