Макс и Иеремия / Max & Jeremie (1992)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Макс и Жереми» / «Макс и Джереми» (варианты перевода названия), «Макс и Иеремия должны умереть» / «Max & Jeremie devono morire» (Италия).
Франция, Италия.
Продолжительность 115 минут.
Режиссёр Клэр Девер.
Авторы сценария Клэр Девер, Бернар Стора по роману Тери Уайт.
Композитор Филипп Сард.
Оператор Бруно де Кейзер.
Жанр: криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Иеремия Колачовски (Кристофер Ламберт), недовольный тем, что выполняет самую грязную и неблагодарную работу, специализируясь на подготовке взрывов, просит босса дать ему по-настоящему ответственное задание. Парню поручают войти в доверие к Роберу Максандру (Филипп Нуаре), известному как «Макс», — отошедшему от дел наёмному убийце, которого предстоит ликвидировать. Иеремии это удаётся, но обстоятельства складывают не совсем так, как задумано.
Также в ролях: Жан-Пьер Марьель (Альмейда), Кристоф Одан (Джеки Коэн), Фёдор Шаляпин-мл. (Сэм Марберг), Тьерри Гименес (Риашр), Жан-Пьер Микель (Эжен Агопян).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.08.2016
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Французы в своём репертуаре! Режиссёрская манера Клэр Девер имеет мало общего со стилистикой Люка Бессона – но какая, собственно, разница? Обратившись к материалу1, облюбованному коллегой-мужчиной, – к деятельности профессионального убийцы (неважно, работающего на правительство, как Никита, или же исполняющего частные заказы подобно Леону), она сосредотачивается на тех же самых аспектах излагаемой истории. Грубо говоря, неважно, с какой степенью детализации показано ремесло «киллера» (правда, позаимствованное из английского языка слово плохо ассоциируется с действующими лицами): на первом плане всё равно – человеческая составляющая поведанной истории. В данном случае – отношения между двумя незаурядными личностями.
Скепсис в том духе, что Филипп Нуаре знаменит (не нужно ложной скромности: вошёл в историю Десятой музы) ролями даже не интеллигентов, а буржуа до мозга костей, не очень уместен. Великий артист – на то и великий артист, что способен выглядеть убедительным в любых предлагаемых обстоятельствах. Когда месье Максандр, по облику и привычкам – обычный пенсионер, не из бедствующих, но и не принадлежащий к элите общества, внезапно наставляет на непрошеного гостя пистолет, у Колачовского (как и у нас) не возникает и тени сомнения: старик не шутит. Да и Кристофер Ламберт с видимым удовольствием возвращается к собственному раннему, сложившемуся в европейских постановках (в том числе – в бессоновской «Подземке» /1985/) имиджу великовозрастного шалопая, не то мечущегося, не то порхающего по жизни. Трудно найти более непохожих людей – но это тот самый случай, когда противоположности сближаются.
Нельзя исключать, что Девер и Бернар Стора расставили новые акценты (а не просто перенесли действие в Старый Свет), и в их трактовке история зазвучала иначе, чем в романе «Макс Трублад и Джерси Десперадо» /1987/ американской писательницы Тери Уайт. Но уже при издании на французском языке (между прочим, в престижной «чёрной серии») роману было присвоено новое название – «Les Lamentations de Jeremiah», то есть «Плач Иеремии». Отсылка к личности иудейско-ветхозаветного пророка и к соответствующей книге Священного Писания приобретает трогательное и немного ироничное звучание, поскольку современному Иеремии, конечно, тоже приходится несладко – однако говорить о трагедии, сопоставимой с разрушением Иерусалима и бедствиями, постигшими целый народ, всё-таки не приходится. «Макс» вспоминает, что его «карьера» берёт исток в акциях в рядах Сопротивления – и уже по этой причине напрашивается вывод, что он принадлежит к сравнительно небольшому числу преступников, придерживающихся собственного кодекса чести. Робер, вопреки требованиям ремесла, не допускающего личных привязанностей, не может позволить пропасть парню, хорошему, хотя и явно запутавшемуся в жизни – способному наделать (из лучших побуждений!) массу глупостей. Спонтанное убийство Альмейды Колачовским, всего лишь хотевшим помочь престарелому наставнику, заменившему отца, не позволяет действию обрасти чрезмерной сентиментальностью. В то же время финальные кадры оставляют надежду на пусть не безоблачное, но и – не безотрадное будущее Макса и Иеремии.
.
__________
1 – Правда, не вызвав столь же мощного интереса широкой аудитории (всего 626 тысяч проданных билетов).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Борев Владимир. Убийство не ремесло – призвание // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 10. – С. 7.
Макс и Джереми // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 1. – С. 16.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий