Малефисента / Maleficent (2014)

Малефисента / Maleficent (2014): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Зловредина» / «Дьяволина» (варианты перевода названия).

США, Великобритания.

Продолжительность 97 минут.

Режиссёр Роберт Стромберг.

Автор сценария Линда Вулвертон на основе сказки Шарля Перро и её мультипликационной адаптации по сценарию Джо Ринальди, Уинстона Хиблера, Билла Пита, Теда Сирса, Ральфа Уайта, Милта Банты, а также на основе сказки Якоба Гримма и Вильгельма Гримма (без указания в титрах).

Композитор Джеймс Ньютон Ховард.

Оператор Дин Семлер.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, семейный фильм, кинофантазия, мелодрама

Краткое содержание
Малефисента (Анджелина Джоли), защищавшая Топкие Болота от посягательств короля Генри (Кеннет Крэнэм), оказывается подло обманута своим возлюбленным Стефаном (Шарлто Копли), который отрезал у неё крылья. В ответ могущественная фея решает отомстить избраннику, ставшему в награду наследником престола, и накладывает на его новорождённую дочь Аврору страшное заклятие. В день своего шестнадцатилетия девушка (Эль Фэннинг) уколет палец о веретено прялки и заснёт навеки…

Также в ролях: Вивьен Джоли-Питт (пятилетняя Аврора), Элеонор Уортингтон Кокс (восьмилетняя Аврора), Джанет Мактир (Аврора в старости / рассказчица, озв.), Джексон Бьюз (юный Стефан), Майкл Хиггинс (Стефан в детстве), Имельда Стонтон (Нотграсс), Лесли Мэнвилл (Флитл), Джуно Темпл (Фислвит), Сэм Райли (Диаваль), Брентон Туэйтес (Филипп), Ханна Нью (принцесса Лейла), Сара Флинд (служанка принцессы Лейлы), Энгус Райт (советник короля Генри), Лиам МакКенна (капитан королевской стражи).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.07.2016

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Малефисента / Maleficent (2014): кадр из фильма
Малефисента в лесу

В том, что продолжатели дела Уолта Диснея активно используют наследие студии, периодически устраивая повторные премьеры классических мультфильмов, выпуская продолжения и т.д., нет ничего зазорного. И в свете очередного роста интереса в Голливуде к старым добрым сказкам, пусть и пересказываемым на новый лад (достаточно вспомнить сразу две картины о Белоснежке, предложившие принципиально разные трактовки), появление «Малефисенты», скорее, логично. Дело не только в развитии технологий, хотя как раз в данном отношении первую постановку Роберта Стормберга (между прочим, получившего в своё распоряжение рекордный для дебютанта производственный бюджет в размере $180 млн.), мягко говоря, не назовёшь «прорывом». Меняются (чаще, особенно в последнее время, – не самопроизвольно, а под воздействием тщательно продуманных, крупномасштабных кампаний) умонастроения, эстетические вкусы, общепринятые представления о том, что хорошо и что плохо, и кинематографистам приходится под это подстраиваться. Однако в данном конкретном случае настораживает то, какое именно направление выбрала Линда Вулвертон, к слову, сценаристка достаточно опытная, причём специализирующаяся именно на детско-подростковой кинопродукции.

Малефисента / Maleficent (2014): кадр из фильма
В гостях без приглашения

Вполне приемлемо, убеждён, ироничное или же пародийное переосмысление сказочных мотивов. Плодотворна и традиция перенесения знакомых сюжетов в другие эпохи, включая современность и… отдалённое будущее. Даже радикальные жанровые метаморфозы (яркий свежий пример – «Охотники на ведьм» /2013/) не вызывают внутреннего протеста. А, например, авторы «Алисы в Стране чудес» /2010/ и «Оза: великого и ужасного» /2013/ выступили своеобразными антимифотворцами, чуть ли не преемниками Роберта Олтмена, взявшимися поведать о том, как всё обстояло «на самом деле». Принципиально то, что в перечисленных случаях не подвергались сомнению нравственные остовы, не опровергались нормы народной морали, олицетворением которых выступали те или иные персонажи. А вот Анджелина Джоли, делившаяся в интервью воспоминаниями о том, как сильно любила в детстве диснеевские творения, и «Спящую красавицу» /1959/ в особенности, в ином случае, наверное, и не заинтересовалась бы замыслом. В чём же нас хотят убедить или, вернее, разубедить?

Малефисента / Maleficent (2014): кадр из фильма
Не так уж плоха?

Пролог пронизан экологическими мотивами, вызывая в памяти перипетии «Аватара» /2009/, сотворённого, как и упомянутые выше ленты Тима Бёртона1 и Сэма Рэйми, не без участия Стромберга – в качестве художника-постановщика. Будущая злая колдунья, оказывается, являлась феей, руководствовавшейся исключительно благими намерениями: защищала Топкие Болота от подданных алчного, злобного, нацеленного на безудержную экспансию короля Генри, тем самым – спасая волшебных существ, живших там. Огромным ударом для Малефисенты стало и предательство Стефана (вспомним страшный образ – отрезанные крылья), не устоявшего перед человеческим, слишком человеческим соблазном. Да и о жестокой мести она впоследствии горько пожалела – и, хотя не сумела снять заклятие, всё же расколдовала своё ненаглядное «чудище»… Тем самым утверждается2 нехитрая мысль, что герои (вроде принца Филиппа, не оправдавшего надежд фей) на поверку не такие уж и герои, а злодеи – не злодеи вовсе. То, что Владимиру Высоцкому (в «Сказке о несчастных сказочных персонажах» /1967/) послужило поводом для грустноватой шутки, возводится в ранг, с позволения сказать, философской концепции. Обоснование и насаждение морального релятивизма (да ещё в расчёте на восприятие юных зрителей), размывание категорий добра и зла отлично вписывается в постмодернистскую парадигму, всё настойчивее поднимаемую ведущими умами Запада на щит. Но это, право слово, отдаёт опасной игрой с чёртом, который может и не оказаться таким отходчивым, как Малефисента.

.

__________
1 – Между прочим, получившего от продюсеров приглашение и теперь, но отдавшего предпочтение (добавим от себя: к сожалению!) другим проектам.
2 – Утверждается громогласно, если учесть коммерческий успех зрелища ($758,4 млн. кассовых сборов).

Прим.: рецензия публикуется впервые


Фильмы цикла:
Спящая красавица / Sleeping Beauty (1959)
Малефисента / Maleficent (2014)


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+