Маленькие человечки Большевистского переулка, или Хочу пива / Malenkie chelovechki Bolshevistskogo pereulka, ili Khochu piva (1993)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Маленькие человечки Большевистского переулка, или Хочу пива» / «Little People of the Bolshevik Lane, or I Want Beer» (международное англоязычное название).
Россия.
Продолжительность 98 минут.
Режиссёр Андрей Малюков.
Автор сценария Юлия Дамскер.
Композитор Роман Загороднюк.
Оператор Геннадий Карюк.
Жанр: комедия, драма, мелодрама, кинофантазия
Краткое содержание
Вера (Наталья Варлей), протрудившаяся в Москве десять лет дворничихой, чтобы получить прописку, живёт с мужем Толиком (Николай Шатохин) и юным Денисом (Александр Лойе), сыном от первого брака, в Большевистском переулке. Переквалифицировавшись в экономиста, женщина давно свыклась с мыслью, что супруг целыми днями бьёт баклуши и даже не собирается искать работу. Но любовь благоверного к живущей по соседству Наташе (Елена Кучеренко), собирающейся выйти замуж за вечно дрыхнущего Пашу (Олег Филипчик), — это уже выше её сил.
Также в ролях: Сергей Маковецкий (Человечек), Евгений Герчаков (бельгиец Шарль), Екатерина Кмит (Фаина), Василий Григорьев (интервьюер с ТВ), Алефтина Евдокимова (Нина Ивановна, мать Толика), Елена Богданова (старушка-пианистка), Сергей Галкин (булочник), Эльвира Гарина (Горбачёва), Анна Строганова (соседка), Виктор Косых (Шурик, без указания в титрах), в эпизодах Владимир Большаков, Светлана Афендик.
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.12.2017
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Андрей Малюков, профессиональная карьера которого началась с фильма действия «В зоне особого внимания» /1978/ — одного из самых впечатляющих патриотических кинопроизведений брежневской эпохи, не устоял, как и многие другие творцы, перед соблазнами «перестройки». И если драма «Делай – раз!» /1990/ ещё претендовала на анализ серьёзных проблем (на раскрытие изнанки армии), то, скажем, «Любовь на острове смерти» /1991/ заслуженно вызвала нарекания за превалирование кича и за жалкие потуги на зрелищность. Словом, обращение к жанру абсурдистской комедии, не лишённой идеологических (антикоммунистических?) выпадов, выглядело крайне подозрительно… Да и тот факт, что лента со столь претенциозным названием, хотя и засветилась на второстепенном киносмотре1, почти сразу была предана забвению, вроде бы подтверждает, что вести речь о крупной творческой удаче, мягко говоря, не придётся. А поди ж ты! Всё оказалось не так плохо.
Если уж сценаристка Юлия Дамскер (кстати, дебютантка) с режиссёром за что и заслуживают упрёков, так это – за недостаточную определённость авторского замысла. Их детище застревает на полпути, всё-таки не вырастая до хлёсткой социально-политической сатиры, как «Кингсайз» /1988/ поляка Юлиуша Махульского, но и не воспринимаясь образчиком сугубо развлекательной продукции – в духе голливудских «Воришек» /1997/ Питера Хьюитта. Готов признать, что в картине с избытком метких наблюдений за бытом жителей столицы, которые по убогому кругозору и жалким чаяниям видятся безнадёжными провинциалами (в худшем значении этого слова). Даже когда Вера (Наталья Варлей рискнула имиджем самой загадочной красавицы Советского Союза!) начинает делиться в интервью зарубежному тележурналисту мыслями о своём женском счастье, хочется схватиться за голову. Что уж говорить о бездельнике (начитанном бездельнике) Толике, которого и со сказочным Емелей-то язык не поворачивается сравнить, о гулящей Наташке, о беспробудно спящем Пашке, наконец, о странной особе, пристроившейся в… мусорном баке?.. Маленькими человечками на поверку оказываются не визитёры из «застенка» (Сергей Маковецкий вложил в образ, кажется, весь накопившийся в душе сарказм), а сами обитатели места, по инерции2 носящего славное наименование. Грубо говоря, уровень таких – сбегать за пивом, завести шашни да приникнуть к экрану телевизора, откуда какой-нибудь Кашпировский вкрадчивым голосом вещает о том, как проникает в ваши тела, тумбочки, карманы, кошельки, портмоне. Нет, недостойны они жить в Большевистском переулке: только позорят тем самым предков, бравшихся за решение по-настоящему больших (великих, эпохальных) задач. А пока людишки копошились в крохотном мирке, ушлые личности, среди которых не было, заметим, никого похожего на щедрого бельгийского богача Шарля, по-тихому растащили страну. Предательство (вслед за внутренним перерождением, в том числе под влиянием иноземной пропаганды) элиты является, безусловно, первостепенным фактором в развале СССР, но и снимать ответственность с самого народа всё-таки нельзя. Без признания истины банально не извлечь уроков на будущее.
.
__________
1 – Награда «Серебряный парус» I Международного кинофестиваля российского кино в Сан-Рафаэле.
2 – Обратное переименование (в Гусятников пер.) состоялось, по иронии судьбы, буквально на следующий год после премьеры.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Е.К. «Маленькие человечки Большевистского переулка, или Хочу пива» // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 16. – С. 4.
А что у нас? // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 2. – С. 41.
Борев Владимир. Мы не рубили окно в Европу // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 7. – С. 7.
Ерохин Алексей. Принципиально безжалостный взгляд // Видео-Асс Известия. – 1998, № 37 (02). – С. 99.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий