Маленький человек Тейт / Little Man Tate (1991)
Другое название: «Маленький человек Тэйт» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 99 минут.
Режиссёр Джоди Фостер.
Автор сценария Скотт Франк.
Композитор Марк Айшем.
Оператор Майк Саузон.
Жанр: драма
Краткое содержание
Джейн Грирсон (Дайан Уист), руководитель школы для одарённых детей, сообщает матери-одиночке Диди Тейт (Джоди Фостер), что хотела бы видеть её семилетнего сына Фреда (Адам Хэнн-Берд) среди своих учеников. Диди поначалу колеблется, но тем не менее, в том числе под влиянием слов самого мальчика, даёт согласие. Однако Тейту, не отличающемуся общительностью, оказывается непросто наладить контакты с другими вундеркиндами.
Также в ролях: Гарри Конник-мл. (Эдди), Дэвид Хайд Пирс (Гарт Эммерик), Деби Мейзар (Джини), Майкл Шульман (Мэтт Монтини), Селия Уэстон (мисс Нимвел), Джордж Пилимптон (Уинстон Ф. Бакнер), Джош Мостел (профессор физики), в эпизоде Боб Балабан (ведущий викторины, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.05.2015
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Может показаться, что Джоди Фостер, снискавшая триумф благодаря триллеру «Молчание ягнят» /1991/ – одному из кинопроизведений, ставших предметом особой гордости руководства Orion Pictures, воспользовалась сложным финансовым положением киностудии и, войдя в доверие, реализовала проект, что называется, для души. Авторитет актрисы был настолько высок, что ей удалось настоять на увольнении режиссёра (причём достаточно именитого – Джо Данте!), с которым не нашла общий язык, и убедить в том, что способна осуществить постановку самостоятельно. В сюжете буквально напрашивалась параллель с судьбой самой Джоди, пусть не обнаружившей у себя задатков прирождённого математика или музыканта, зато – добившейся признания на кинематографическом (и телевизионном) поприще и, следовательно, отлично знавшей, каково вундеркинду. Мало того, чуть позже (задолго до щекотливого признания на церемонии вручения «Золотых глобусов») мисс Фостер, не скрывавшая отрицательного отношения к институту брака, поделилась с журналистами сокровенными мыслями о том, что мечтает завести ребёнка, которого намерена всенепременно воспитать гением. Вот только… ещё неизвестно, кто на ком нажился! Выпустив якобы не отличающуюся зрелищным потенциалом картину на киноэкраны, кинодельцы добились неплохих коммерческих результатов1, пусть помогших (избежать приближающегося банкротства), как мёртвому припарка…
Во время сеанса возникает ощущение, что «Маленький человек Тейт» – своеобразный жест прощания режиссёра-дебютантки с собственными детско-отроческими годами. Диди не случайно напоминает по темпераменту – из деликатности не скажем «саму исполнительницу» – многих знакомых бедовых героинь, поскольку, повзрослев, всё-таки не в состоянии наладить нормальное течение жизни, определиться с целями и приоритетами. Но она не может не понять, какое сокровище было даровано свыше, и прилагает все усилия для того, чтобы наладить отношения с отпрыском – хотя и понимает в глубине души, что тот нуждается в большем. В том, чего мама, как ни старается, дать не может… «Звезда» совершенно не стремится доминировать на экране или даже провоцировать на «актёрскую дуэль» Дайан Уист, уступив опытной коллеге возможность воплотить более неоднозначный и глубокий образ. И всё-таки в центре повествования находится личность ребёнка. В названии, убеждён, не следует искать отголоски весьма неоднозначных (чтобы не сказать резче) идей ювенальной юстиции, подразумевающих уравнивание несовершеннолетних с достигшими зрелого возраста людьми в правах – но не в обязанностях. Напротив, основной драматургический конфликт на том и зиждется, что Фреду (Адам Хэнн-Берд не повторил счастливой судьбы Джоди, однако снялся в нескольких заметных кинолентах и телесериалах) приходится слишком рано – рано, какой бы белой вороной ни ощущал себя среди сверстников – осваиваться в мире тех, кто старше. Дело не в слабом здоровье (притом что очевидно: болезни носят психосоматический характер) и не в подстерегающих несчастных случаях, хотя без них и не обходится. Причина – в невесёлой перспективе лишиться детства, которую он сам пока не осознаёт. Авторы ни на чём категорически не настаивают – однако призывают лишний раз подумать и поступать по принципу: не навреди.
.
__________
1 – При бюджете $10 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $25 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1993, № 2. – С. 31.
Бернар Жан-Жак. Сверходарённый // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 6. – С. 8.
Jodie Foster: «Позицию силы нужно уметь использовать для своей работы» // Videoplay. – 1993, № 1. – С. 14-15.
Рейзен О. Леди-мститель // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 21. – С. 78-80.
Кудрявцева Сергей. Как перестать быть вундеркиндом // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 14. – С. 10-15.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий