Маленький человек Тейт / Little Man Tate (1991)
Бернар Жан-Жак. Сверходарённый // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 6. – С. 8.
СВЕРХОДАРЕННЫЙ
Маленький человек Тэйт (Little Man Tate)
За фильм о сверходаренных детях не берутся случайно. Обратившись к столь сложной теме, нужно принять ее близко к сердцу. Несомненно, Джоди Фостер, чья творческая карьера началась с колыбели, могла связать заинтересовавший ее феномен с какими-то собственными реминисценциями. Но одно дело – описывать его на бумаге, а совсем другое – снимать кино о сверходаренном ребенке. Ведь кино требует от художника известного отождествления со своим персонажем. Между тем, отождествлять себя со сверходаренной личностью доступно, пожалуй, лишь сумасшедшим. И только обладая большим талантом, можно испытывать симпатию к маленькому гению. Джоди Фостер на это отважилась – и вышло замечательно.
…Семилетний мальчик, которого воспитывает одинокая мать (Джоди Фостер), совмещает в себе исключительные интеллектуальные и артистические способности.
До тех пор, пока некая дама (Дайан Уэст) нс забирает его в свое учебное заведение и не привлекает к участию в своего рода эксгибиционистском ралли для одаренных детей такого типа. Но мальчик скоро начинает чувствовать себя потерянным, тяжело переживая разлуку с матерью.
Смысл и достоинства фильма – в достижении взаимного согласия, к которому после ряда коллизий приходят стороны «треугольника»: мать, сын, учебное заведение. Все это изображено отчетливо, заинтересованно, непретенциозно и временами почти волнующе…
А теперь, не впадая в крайности, поговорим о своеобразии художественного решения ленты. В этом отношении Джоди Фостер не слишком преуспела: если сам по себе ее рассказ оригинален, то режиссерский почерк оригинальностью не отличается. Похоже, Фостер заботилась о неповторимости своего сверходаренного маленького героя, а не собственной режиссуры, что можно назвать уважением к персонажу, и в этом отношении фильм последователен.
В общем, Джоди Фостер, которой, как известно, случалось иметь дело и с более коварным материалом, проявила неожиданную зрелость, чем и берет зрителя за живое. Это деликатно сделанный, тонкий фильм. Если в качестве актрисы Фостер часто демонстрировала способность преодолевать страдания или противостоять жестокости мужчин, то эту ее первую режиссерскую работу можно воспринимать как высокую похвалу женщинам, ответственным и за сверходаренных, и за обыкновенных маленьких людей.
Жан-Жак БЕРНАР
8
Добавить комментарий