Маленький человек Тейт / Little Man Tate (1991)

Кудрявцева Сергей. Как перестать быть вундеркиндом // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 14. – С. 10-15.

ВИДЕОДОСЬЕ

Как перестать быть вундеркиндом

В 1991 году двадцатидевятилетняя американская кинозвезда Джоди Фостер, уже отмеченная самой престижной премией «Оскар» за роль в фильме «Обвиняемые», познала и огромный коммерческий успех благодаря ленте «Молчание ягнят». Ее дебют в режиссуре («Маленький человек Тейт») был, конечно, неожиданным, но, в то же время, вполне уместным в рамках «карьеры по-голливудски» при условии его восприятия в виде каприза, своенравной прихоти популярной актрисы. «Что позволено Юпитеру…» Однако, Дж. Фостер почти никогда не соответствовала навязываемому стереотипу вздорной, взбалмошной, легкомысленной обитательницы роскошных особняков Беверли Хиллз и Голливуда, еще в юном возрасте она пыталась вырваться за пределы беспечного, самодовольного, купающегося в славе существования в качестве обожаемого всеми вундеркинда, да и позже, после нового взлета на высоты кино-олимпа, она проявила трезвость, самостоятельность и сосредоточенность в своих поступках, непреклонность и независимость характера. И Сара Тобиас из «Обвиняемых», и Кларис Старлинг из «Молчания ягнят» – героини, в которых узнаются черты, мотивы поведения, образ мысли самой актрисы, не желающей теперь быть «чудо-женщиной», очаровательно сентиментальной или обворожительно роковой, подобно другим большим и малым звездам Голливуда. Она хочет быть такой, какова в действительности, – по-человечески слабая, беззащитная и внезапно находящая в себе силы для сопротивления насилию, несправедливости; по-женски привлекательная, соблазнительная и соблазняющая, но вместе с тем не лишенная непосредственности, душевной открытости, доверчивости и чистоты ребенка. «Ангельский» облик невинной жертвы пороков и греховных страстей скрывает, вопреки стандарту, отнюдь не «дьявольское создание», а неоднозначную, противоречивую, мятущуюся натуру самой Джоди Фостер, которая отрекаясь от показной, рекламной «вундеркиндово-сти», стремится сохранить в жестокой и безжалостной реальности спонтанные порывы детской доброты, искреннего сочувствия «блеющим агнцам» и в отстаивании этого ведет себя решительно и непримиримо.

Вот и по поводу «Маленького человека Тейта» дебютантка в режиссуре говорила с неподдельной верой в то, что сняла картину (может быть, скромную и непритязательную, не рассчитанную на сверхпопулярность) о прочувствованном и пережитом, близком лично ей, и одновременно сыграла не очень сдержанную в словах и делах, привередливую молодую мамашу талантливого ребенка Фредди Тейта, которая озабочена «ненормальностью» своего сына. Кому же, как ни Дж. Фостер, снявшейся в возрасте трех лет в рекламном ролике, к семи годам ставшей звездой телесериалов, а в четырнадцать – соискательницей премии «Оскар», лучше всех знать пышную фасадную и не всегда приятную изнаночную стороны жизни ребенка, которого угораздило родиться вундеркиндом! Бывает нередко, что и тщеславные родители обыкновенную одаренность своего чада воспринимают чуть ли не как гениальность, прирожденную «звездность», предначертанную избранность, «богоот-меченность». Много ли вундеркин-

10

дов, блиставших в детстве, остались в искусстве на тех же вершинах успеха или хотя бы доказали свою творческую состоятельность во взрослых годах?! Раннему кумиру миллионов, пожалуй, приходится еще труднее, чем отпрыску знаменитых родителей, который вынужден оправдывать порой всю жизнь свое «высокое» происхождение.

Милой девчонке Алиции Кристиан (таково настоящее имя Джоди Фостер), которая в малолетнем возрасте переиграла разных детских персонажей – «сорвиголову» Эдди в телесериале «Бумажная луна», вовсе мальчишку в фильме «Алиса здесь больше не живет», легендарную Бекки Тэтчер в телеварианте «Тома Сойера», – довелось уже в тринадцать лет резко поменять амплуа и исполнить роль несовершеннолетней проститутки, своей ровесницы, в картине «Таксист», своего рода киноблюзе об аде ночного Нью-Йорка. А вслед за этим она снялась в пародийной гангстерской ленте «Багси Мелоун» в качестве певички кабаре, любовницы главаря преступной банды. Эти две «взрослые роли» девочки-подростка впервые продемонстрировали не только истинную талантливость и мастерство юной актрисы, бывшего вундеркинда, но и ее уже сформировавшийся упорный и раскрепощенный характер, жизненный опыт преодоления трудностей и испытания славой. Эвелин Фостер, мать «звезды», благословившая ее на кинокарьеру и выступавшая в отсутствие мужа (они развелись еще до рождения дочери) в качестве воспитательницы в жизни и импресарио в кино, так говорила о Джоди: «Она никогда не была похожей на других девочек. И на этом, по-моему, зиждется ее успех. В тот период как раз зарождалось движение освобождения женщин, и она была в каком-то смысле его детским олицетворением. Может, это случилось по той причине, что Джоди воспитывалась без отца. Она не была прелестным ребенком, не имела ничего от улыбающейся куклы или от лишенного выражения красивенького личика. Ее лицо всегда было чрезвычайно выразительным. Детские черты, низкий, слегка хриплый голос и как бы вызывающая свобода поведения – все это очаровывало режиссеров».

Добавим, прельщало и зрителей, которые воспринимали Джоди Фостер совсем не так, как незабвенную кудрявую девчушку Ширли Темпл, главного вундеркинда 30-х годов, и, даже иначе, чем девчонку-сорванца Татум О’Нил и «прелестного ребенка» Брук Шилдс в 70-е годы. Внешность актрисы и поверхностно понятная суть ее героинь могли провоцировать сумасшедших поклонников и не менее безумных журналистов на скандалы из-за этого привидевшегося им «ангела греха». Громче всех прозвучала история некоего Джона Хинкли, который пытался в 1981 году совершить покушение на

12

президента США Рональда Рейгана от отчаяния, что любимая актриса Джоди Фостер не отвечала на его письма, а дерзкая и безрассудная выходка будто бы могла заставить ее обратить внимание на отвергнутого почитателя (явно позаимствованный из «Таксиста» поступок!). Кинозвезда, которой к этому времени исполнилось уже девятнадцать лет, решила неожиданно для всех оставить кино на какой-то срок и поступила в один из самых престижных университетов – Йельский, где изучала литературу, играла в студенческом театре. Она довольно невозмутимо и решительно отвергла притязания прессы на вмешательство в это скандальное дело, к которому была совершенно не причастна, хотя вынуждена была принять предложение полиции о личной охране, чтобы спокойно продолжить свое обучение. Дж. Фостер в очередной раз опровергла ожидания охочей до сенсации публики, не пожелав сыграть роль невинной жертвы уже в собственной жизни, а не на экране, вернувшись в кино только после окончания университета, в 1984 году, когда снялась в канадско-французской картине со знаменательным названием «Чужой кровью», замененным в нашем прокате на глупый заголовок «Это было в Париже».

Характерно, что двойственные персонажи Джоди Фостер, находящиеся в средоточье борьбы Добра и Зла, на рубеже между «ангельским» и «дьявольским» началами бытия, порой обвиняемые в аморальности или провокационности своих дейст-

13

вий, не являются просто жертвами, безвольно страдающими от насилия и безнравственности мира. В их существовании на грани с опасной бездной есть безусловная свобода выбора, которая позволяет личности самовыразиться, пусть не всегда в приемлемой для ханжеского общества форме, но она же дает возможность уйти в последний момент от зияющей пропасти или вступить в смертельную схватку с силами Тьмы, вершить правосудие до самого конца. Как ни странно, малолетняя проститутка, оставившая свой «бизнес» («Таксист»), невольная участница Движения сопротивления в годы Второй мировой войны («Чужой кровью»), своего рода «девушка раздора» в нью-йоркском квартале («Пять углов»), косвенная виновница – потерпевшая – воздаятельница справедливости («Обвиняемые»), специальный агент ФБР, рискованно. играющая с маньяком-каннибалом ради поиска другого убийцы («Молчание ягнят») – все они внутренне близки, раздираемые собственными комплексами, но, несмотря ни на что, преодолевающие окончательное искушение, обретающие уникальную способность для противостояния злу в его различных проявлениях.

Так и сама Джоди Фостер словно избегает расставленных судьбой ловушек, тайных западней скандальной или вполне заслуженной славы, утверждая свое право делать в жизни и в кино только то, во что она безгранично верит и что четко знает и понимает, умело контролируя собственные эмоции, максимально концентрируясь для достижения намеченной цели. Природный дар актерства в Дж. Фостер, которая никогда не училась ни на каких актерских курсах, в ней удачно сочетается с потрясающим самоанализом и точным выстраиванием поведения, конструированием роли. Случайный вундеркинд оказывается бесспорным талантом лишь благодаря терпению, труду и приобретенному мастерству в том, чтобы «поверить алгеброй гармонию».

Моцарта дает наиболее яркое представление о том, как можно перестать быть вундеркиндом и научиться «взрослому искусству». Состоявшаяся жизнь и карьера Джоди Фостер – тоже не последний довод в пользу разумного отношения к своему «чуду».

Сергей КУДРЯВЦЕВ

14

АДРЕС ДЖОДИ ФОСТЕР: Jodie Foster с/о International Creative Management 8899, Beverly Boulevard, Los Angeles CA 90048 USA

15

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+