Маленький солдат / Le petit soldat (1963)

Маленький солдат / Le petit soldat (1963): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Предатель» (вариант перевода названия), «Маленький солдат» / «The Little Soldier» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 88 минут.

Режиссёр Жан-Люк Годар.

Автор сценария Жан-Люк Годар.

Композитор Морис Леруа.

Оператор Рауль Кутар.

Жанр: военный фильм, драма

Краткое содержание
Бруно Форестье (Мишель Сюбор), дезертировавший из рядов французской армии в тот момент, когда страна ведёт изнурительную войну с Алжиром, заявившим о своей независимости, тем не менее продолжает служить государству, живя в Швейцарии и выполняя деликатные поручения. Получив очередное задание — устранить неугодного политического активиста, Форестье пытается отказаться, мечтая уехать с любимой Вероникой Дрейер (Анна Карина). Только вот удастся ли ему это?

Также в ролях: Анри-Жак Юэ (Жак), Поль Бовэ (Поль), Ласло Сабо (Ласло), Жорж де Борегард (лидер активистов, без указания в титрах), Жильбер Эдар (без указания в титрах), Жан-Люк Годар (человек на железнодорожной станции, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.02.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Маленький солдат / Le petit soldat (1963): кадр из фильма
Защитит её?

Наш соотечественник Алексей Балабанов отнюдь не первым подметил интересную особенность: по-английски слово «to shoot» означает одновременно и ‘стрелять’, и ‘снимать фильм’. И, тем более, не первым её художественно осмыслил! Четырьмя десятилетиями ранее Жан-Люк Годар заставил своего героя, Бруно, процитировать оператора Рауля Кутара (кстати, собственного товарища и единомышленника), применив открытый тем «закон больших препятствий», возникающих в равной степени как на съёмочной площадке, так и… в процессе подготовки и совершения заказного убийства. И что самое интересное – речь у режиссёра и сценариста родом из Франции тоже идёт о локальной «войне». Только борьба алжирского народа за независимость имеет мало общего с контртеррористической операцией в Чеченской республике – вот и хроника существования «маленького солдата» на чужбине сама по себе резко отличается от истории демобилизовавшегося бойца по имени Иван, согласившегося вернуться в стан врага. Не случайно и то, что французская цензура строжайше (правда, на сравнительно недолгий срок – 3 года) запретила годаровскую работу вскоре после того, как она была завершена в мае 1960-го года, в то время как Балабанов получил официальную поддержку от государства. Зато художников объединяет искренняя, беззаветная вера в то, что фотография есть правда, а кинематограф – это правда 24 кадра в секунду.

Маленький солдат / Le petit soldat (1963): кадр из фильма
Любовь солдата

Кстати, выйдя в 1963-м, «Маленький солдат» попал в интересный кинематографический контекст. Уже началась «бондиана», подхлестнувшая экранную шпиономанию, сделав упор на зрелищность и занимательность. И тут заявляет о себе Годар с откровенно скромным опытом1, без обиняков затевая разговор о том, что на самом деле должен чувствовать человек, втянутый в грязные игры разведок и, как следствие, пребывающий в «пограничной ситуации», как и о чём мыслить, на предмет чего рассуждать вслух. Уклонившись от участия в боевых действиях, Форестье пополнил ряды дюжинных, «маленьких» солдат на фронте обеспечения национальной безопасности. Из его закадрового текста, а в первую очередь – из пространных диалогов с Дрейер2 становится понятно, что Бруно принадлежит к числу лучших представителей французской молодёжи, отличающихся незаурядным интеллектом, способных тонко чувствовать, ценящих произведения искусства: от литературы до классической музыки. Но его душу подтачивает неверие в правоту собственного дела, результатом чего становится разрушительный нигилизм. А значит, вопреки счастливому стечению обстоятельств, позволившему избежать гибели после жестоких пыток, устроенных арабами – фанатиками, истово верящими в ленинизм-маоизм, победа останется за противниками. Подобно тому, как Бруно Форестье, пойдя на последнюю сделку с совестью, теряет самое дорогое, будет вынуждена признать поражение и Франция. Но это, к сожалению, не ознаменует собой окончание эры «маленьких войн».

.

__________
1 – Затраты составили $180 тыс., что как раз соответствовало бюджету типичного американского B-movie.
2 – Хотя утверждается, что она русская по происхождению, присвоив Веронике в исполнении своей жены и музы (кстати, датчанки!) фамилию Карла Теодора Дрейера, Жан-Люк воздал должное великому режиссёру.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Отвечаем на вопросы // Ровесник. – 1969, № 10. – С. 18-19.
Савосин Дмитрий. Воздушная Коломбина и безумный Пьеро // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 26. – С. 78-81.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+