Малина / Malina (1991)

Малина / Malina (1991): постерПолнометражный фильм.

ФРГ, Австрия.

Продолжительность 125 минут.

Режиссёр Вернер Шрётер.

Автор сценария Эльфрида Елинек по роману Ингеборг Бахман, автор диалогов на французском языке Патриция Морас.

Композитор Джакомо Манцони.

Оператор Эльфи Микеш.

Жанр: драма, кинофантазия, детектив, мелодрама

Краткое содержание
Писательница (Изабель Юппер, озв. Лиза Кройцер) отдаётся во власть бурной страсти, встречаясь с любовником — юным венгром по имени Иван (Кан Тогай). И вместе с тем — продолжает испытывать сильные чувства к мужу Малине (Матьё Каррьер), историку, отличающемуся хладнокровием и рассудочностью. Её душевное состояние всё сильнее беспокоит супруга…

Также в ролях: Фриц Шидиви (отец), Изольда Барт (мать), Либгат Шварц (фройляйн Еллинек), Элизабет Крейсир (Лина), Петер Крен (болгарин), Дженни Дривала (оперная певица), Вибке Фрост (сестра главной героини), Лолита Чаммах (ребёнок), Давид Филипп Котай (Бела, ребёнок Ивана), Давид Саломоновиц (Андраш, ребёнок Ивана), Андре Мюллер (герр Мюльбауэр), Кинским Идл Граф (граф Антельвил), Герилд Дидуш (Антуанетта Альтенвил).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.04.2015

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Малина / Malina (1991): кадр из фильма
Так это любовь?

Присуждение в 2004-м году Нобелевской премии по литературе Эльфриде Елинек спровоцировало всплеск интереса к творчеству писательницы и кинодраматурга. Она оставалась сравнительно малоизвестной за пределами немецкоязычных стран (хотя на родине – нередко оказывалась в центре общественного внимания ещё и благодаря политической деятельности1), пока международный резонанс не вызвала «Пианистка» /2001/. Тем интереснее именно сейчас, ретроспективно, помня о бурной (с налётом скандальности!) полемике вокруг этой экранизации одноимённого романа, ознакомиться с «Малиной». Между прочим, продюсеры вложили в постановку достаточно солидные средства в размере DEM7 млн., рассчитывая не столько на зрительский (так, в ФРГ сеансы посетило всего 162 тыс. человек), сколько на художественный успех – однако жюри Каннского МКФ отдало тогда предпочтение сочинителю-мужчине, Бартону Финку. В процессе работы над сценарием Эльфрида, вероятно, отметила символичность того обстоятельства, что среди действующих лиц присутствует фройляйн Еллинек (правда, пишется через две буквы «l»), а игру Изабель Юппер – воистину на грани нервного срыва и на пределе эмоций – наверняка оценил по достоинству Михаэль Ханеке. И даже на первый, поверхностный взгляд трудно не заметить несомненного влияния, оказанного Ингеборг Бахман на художественные и философские воззрения Елинек. Вместе с тем сводить всё к преемственности – попытке развития – традиций было бы, пожалуй, упрощением.

Малина / Malina (1991): кадр из фильма
Вся в мыслях

Дело не во внешних, сюжетных различиях: если преподавательница Венской консерватории жёстко подавляла сексуальное влечение и отводила душу, втайне практикуя самоистязания, то погруженная в литераторство женщина (как и в первоисточнике, имя ни разу не упоминается) ни секунды не колеблется, бросаясь в омут страсти. Авторам не составило трудностей высветить автобиографический характер произведения2, намекнув не только на вдохновлявшие Ингеборг запутанные (закончившиеся разрывом) отношения с Максом Фришем, но и на обстоятельства кончины – в результате пожара из-за непотушенной сигареты. В заключительной части Вернер Шрётер прибегает к сильной (и, нельзя не отметить, виртуозно реализованной чисто технически) метафоре, когда ни сама писательница, ни её супруг решительно не замечают пламя, всё настойчивее поглощающее квартиру, продолжая преспокойно общаться, ссориться, размышлять… Это – финальная стадия самоускоряющегося процесса смешения яви и фантазии или, точнее, полного вытеснения субъективным миром подлинной (объективной) реальности. А был ли любовник? А действительно ли встреча с родителем, прячущим нацистскую униформу под штатской одеждой, произошла в расшалившемся воображении – или давний страх материализовался? Новый геополитический контекст (крушение восточного блока) придал особый драматизм отношениям с венгром Иваном, не говоря уже о душераздирающем эпизоде встречи в ресторане с болгарином, просящим деньги на ампутации поражённых болезнью ног… В заголовок не случайно вынесено имя мужа, который должен был (и долгое время выступал) опорой для жены – и по завершении сеанса не покидает смутное ощущение его, как минимум, косвенной вины в том, что не помогли ни незамутнённый разум, ни редкостная выдержка, ни знание человеческой природы, присущее настоящему историку.

.

__________
1 – В частности, из-за бескомпромиссно острых нападок на Австрийскую партию свободы.
2 – Между прочим, вышедшего из печати в 1971-м году, а изданного на английском языке только в 1990-м, на русском – в 1998-м.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
И была любовь, и была смерть // Видео-АСС Премьер. – 1991, № 1. – С. 9.
Смерть в интерьере любви // Видео-АСС Экспресс. – 1991, № 6. – С. 6-7.

Материалы о фильме (только текст)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+